
"Однажды нам принесли коробку, в которой лежали две куклы с запиской: "Это белый мальчик. Это белая девочка. Это настоящая Швеция!" — рассказывает руководитель стокгольмского детского сада Nicolaigarden Лотта Райялин. С этим она категорически несогласна.
Будущее, по Лотте Райялин, за гендерно-нейтральными дошкольными учреждениями, в которых комфортно и ребенку четырех пап, и малышу, рожденному мамой в чадре, бежавшей из разрушенной деревни в Эритрее. Портал Delfi побывал в необычном детском саду, куда всегда стоят очереди. Сегодня в Стокгольме таких детсадов уже шесть.
"Хей-хей!" — между розовой и голубой деревянными лошадками, как из ниоткуда, материализуется… добрая волшебница. Кажется, именно так и выглядели все сказочные феи нашего детства. Хрупкая, белокурая, улыбчивая, с сеточкой добрых морщинок вокруг глаз Лотта Райялин зачислена под номером 13 в список самых опасных женщин Швеции, составленный ультраправой партией страны.

Лотта — идейный вдохновитель и планомерный исполнитель концепции детских садов, воспитанникам которых "доступен весь жизненный спектр", а сами они могут "играть разные роли и быть разными в разное время". Так характеризует Лотта свой проект, стартовавший в 1998 году и на сегодня разросшийся до шести дошкольных учебных заведений, одобренных шведским министерством образования и сертифицированных ЛГБТ-сообществом. В том числе один сад — по системе Монтесорри и один — по работе с беженцами. В ближайшие 10 лет, по предположению Лотты, такие детсады в Швеции будут считаться обычными.
- 1. История. Все началось с проституток и священников…
- 2. Основы. Заменили 'мама' и 'папа' на 'родители' — поднялся шум
- 3. Практика. Вместо 'он' (han) и 'она' (hon), гендерно-нейтральное hen
- 4. Результаты и критика. Более самоуверенные или окончательно запутавшиеся?
- 5. Изнутри. Вместо 'Золушки' и 'Спящей красавицы' — 'два жирафа и крокодил'