Foto: EPA/LETA
Нередко приходится слышать опасения, мол, еврозона находится на гране развала, евро вот-вот испустит дух, а страны Европы вернутся к своим валютам. В то же время пессимисты не могут привести конкретный пример какого-либо государства еврозоны, которое хотело бы добровольно покинуть этот валютный союз.

В связи с этим рождаются вопросы:

  • Почему жители стран еврозоны, столкнувшихся с кризисом, не хотят возвращаться к своим валютам?
  • Почему об этом не думают и в экономически состоятельных странах, входящих в «ядро» зоны евро?
  • И более того - почему отмена евро не выгодна странам, находящимся за пределами Европы?

Кончено, кризис еврозоны проходит болезненно. Однако кризис - это естественное явление, которое периодически переживает любая экономическая система. Кризис позволяет остановиться, проанализировать ситуацию, сделать выводы, выработать план действий и, наконец, действовать, чтобы создавать еще более сильную жизнеспособную экономику.

Именно это в настоящее время происходит в еврозоне. Тем более, что уже понятны причины нынешнего кризиса - денежная и бюджетная политики оказались не сбалансированы. Или, говоря экономическим языком, сама по себе монетарная политика труднореализуема без согласованной фискальной политики. На основании этого приняты решения финансово поддержать «периферийные» государства валютного союза на время, пока там пробуют выполнить домашнюю работу, которую уже сделала Латвия. А именно: провести структурные реформы и необходимые мероприятия по консолидации госбюджета. Одновременно ведутся активные дискуссии о том, как проводить более тесную и согласованную фискальную политику стран еврозоны.

Всем хочется преодолеть кризис, как можно быстрее. Понятно также, что не всегда удается быстро договориться о конкретных вариантах мер по преодолению кризиса. Но несмотря на это и на достаточно жесткие меры фискальной консолидации, которые уже были и еще будут проведены на «периферии» еврозоны, жители стран, больше других пострадавших от кризиса, по-прежнему настроены в пользу евро и вовсе не желают возвращаться к своим национальным валютам. Объяснение таким настроениям лежит на поверхности: условия, на которых сильные страны еврозоны оказывают им финансовую помощь, очень выгодны. В разгар кризиса оставаться один на один с финансовыми рынками никто не хочет. С европейскими политиками всегда можно дискутировать, доказывать свою точку зрения, искать общие решения, тогда как редко кому в трудные времена удается договориться с финансовыми рынками.   

С теми, кому нужна помощь, все ясно. А почему в государствах, составляющих «ядро» еврозоны, несмотря на популистские статьи в желтой прессе, отказ от евро не является серьезно обсуждаемой темой? Почему политики-евроскептики не могут похвастаться высокой поддержкой среди своего электората? Ответ очевиден: потому, что монетарный союз выгоден и ведущим странам Европы. И здесь речь идет не только о политике, истории или престиже, хотя и эти аспекты надо иметь в виду.

Во-первых, валютный союз экономически выгоден государствам «ядра», так как позволяет создать единый рынок товаров и капитала, который не зависит ни от курсовых колебаний национальных валют, ни от ограничений при перемещении капиталов.

Во-вторых, валютный союз дает возможность улучшить и усилить организационную среду Европейского Союза в целом; позволяет государствам теснее сотрудничать друг с другом.

В-третьих, еврозона повышает инвестиционную привлекательность входящих в нее государств. Став второй наиболее важной резервной валютой в мире, евро, таким образом, позволяет государствам «ядра», даже несмотря на кризис, перефинансировать свои долговые обязательства по рекордно низким ставкам.

В-четвертых, конец проекта общей валюты даст четкий сигнал, что и процессы европейской интеграции дают задний ход. А вместе с ними уже не будет казаться утопией развал единого европейского экономического пространства и единого таможенного союза. 

Нет смысла анализировать дальше экономические, финансовые и политические последствия этого процесса, так как изначально ясно, что последствия эти будут катастрофическими. Поэтому ни один европейский политик не станет подписывать смертный приговор своей политической карьере. Поэтому провоцирование «изнутри» закрытия проекта единого монетарного союза невозможно с рациональной точки зрения.

Нельзя забывать и о том, что ликвидация евро не выгодна и государствам, находящимся за пределами Европы. Недостаток безопасных активов и нехватка резервной валюты являются очень серьезной проблемой мировой экономики. В настоящее время почти 25% мировых валютных резервов накоплено в евро. Обладатели крупнейших в мире валютных резервов (Китай, Япония, Саудовская Аравия, Россия, Бразилия. Южная Корея и Индия) вместе с Международным валютным фондом (МВФ) едины в стремлении стабилизировать мировую экономику, которая, в свою очередь, в значительной мере зависит от ситуации в еврозоне. Еврозону поддерживают не только на словах, но и на деле, вложив в стабилизацию региона более 150 млрд. долларов США. О кризисе в еврозоне беспокоятся не только в МВФ. Правительство США также понимает, что еще один «ядерный взрыв» на финансовых рынках (подобный тому, который мир пережил после банкротства Lehman Brothers), американской экономике определенно не пойдет на пользу.

Эксперты утверждают, что самый худший сценарий, который может быть реализован в обозримом будущем, - это выход какой-то страны из еврозоны. И что произойдет, даже если этот маловероятный сценарий воплотится в жизнь? Единый монетарный союз станет после этого только сильнее и притягательнее, а евро превратится в еще более надежную валюту.

В сохранении еврозоны заинтересованы все главные игроки на мировой политической арене. А если есть политический и экономический интерес, за ним следуют конкретные действия.

Впрочем, вернемся в Латвию. Если в вас, уважаемые читатели, все же поселился страх, связанный с кризисом еврозоны, то следуйте примеру большинства наших соотечественников и храните свои деньги в евро.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!