Foto: LETA

4 октября вот-вот настанет. Последний момент взглянуть на ситуацию реалистично — да, конечно, хочется уделить внимание предстоящему государственному мероприятию.

Итак, можно верить или не верить, как у нас часто утверждают, продажным, непригодным, сфабрикованным рейтингам. Но факт остается фактом — пару процентов туда-сюда, но со времен кратковременного, хотя и неожиданного триумфа Зигериста, рейтинги оказывались до неприятного близки к итогам выборов.

А это означает: извини, Эйнар, извини, Артусс, извини, новый консерватор 3.0, извините, надеюсь, на все времена, странная компания бывших, которой для полного комплекта не хватает только Андриса, извините, все прочие мистики из сказочного мира, но никому из вас на выборах ничего не светит. Надеюсь, что так и есть.

Несколько процентов голосов общего латышского электората вы соберете и безо всякого смысла выбросите в мусорник. Одна радость — там же окажется деньга, которую сгребли для вашей компании. Надеюсь, хотя бы часть была от вас лично, не только из кошельков каким-то образом одурманенных спонсоров.

Тогда остается пять списков, которым — если они не натворят бед — рейтинги сулят преодоление пятипроцентного барьера и прохождение в Сейм. Но если говорить о моем мировоззрении и мироощущении, то, на самом деле, остается лишь четыре таких списка, за которые я хотя бы теоретически мог бы отдать голос. Один отпадает автоматически.
Да-да, даже "зеленые крестьяне", вылезшие из кармана Айвара и столь милая для меня партия Чигане-Элерте-Закиса-Кампарса-Аболтини находятся по эту сторону "красной линии", там, где есть списки о которых стоит хотя бы подумать.

На другой стороне находится партия, лидер которой фактически поддержал введение второго госязыка в Латвии со всеми вытекающими потенциальными последствиями, о которых он, как человек достаточно умный, образованный и опытный, не мог не догадываться при принятии решения.

Ладно-ладно, это было уже давно, у него были свои обстоятельства, свои оправдания, своя ситуация и тому подобное. К тому же, теперь у них много латышских фамилий и разных неплохих идей. Но все это имеет второстепенное значение. Меня, как латышского избирателя, он со своей партией потерял на все времена.

В отличие от разных истерических крикунов, я вовсе не думаю, что этот человек и его партия являются врагами народа Латвии, а в тот день, когда они в рамках какой-то коалиции окажутся у власти, наступит народный апокалипсис. Возможно, они по-своему хотят для Латвии самого лучшего. Но я не вижу, как латышский избиратель может за них голосовать. Простите.

Итак, пять минус один — четыре. Из них три были у власти в последние годы, и один — совершенно новый.

Насчет этого одного вряд ли кто-то скажет более красочно, чем знаменитый фельетонист господин Лицитис из Latvijas Avīze. Он использовал такие глубокие и обдуманные политологические аргументы как то, что ее "поймали на фотокамеру" с людьми Кремля и "местными русофилами", что в ее компании полно "ложнисов, слапстиклсов, мажисов и глунеклисов", что партия имеет "мушиный вес и собрана в спешке", и что "не головой подумают" те избиратели, которые пойдут голосовать за "дырявый сарай Судрабы". Это краткое и более-менее вежливое обобщение.

Четыре минус один — три. Все эти три списка имеют общую черту: тем или иным способом они пытаются утверждать — то, что случилось с нами и нашей страной за последние годы, было очень хорошо. Так что, они и впредь будут двигаться в том же направлении.
Разумеется, ничего другого они сказать не могут: именно они — кто активно, кто тихо потирая руки, кто наблюдая с глупой гримасой — ковали все "металлурги", "крайбанки", "эйрболики", "поезда", хипотеку банки", "цитадели", "эмиграции-реэмиграции" и т.д.

Никто из них никогда не позволял себе признать насчет одной из этих "историй успеха" — ай, извините, тут мы напортачили! Напротив — все эти социальные, экономические и прочие катастрофы они пытались и пытаются преподнести как свои достижения и успехи.

Введение законности в стране под их руководством зашло так далеко, что в результате председатель правительства Латвии публично заявила — никому из местных предприятий доверять нельзя! Заявила — и вся эта шайка охотно закивала головами — да-да, в нашем правовом государстве все бизнесмены — тайные мошенники!

В своем самосознании они зашли так далеко, что даже за несколько недель до выборов четко и ясно заявили потенциальным избирателям — жуки навозные, не лезьте, куда не следует, мы лучше знаем, а вы постойте в стороне, кому хотим продать Citadele, тому и продадим. Или отдадим.

Вообще никто из них ничего уже не стесняется, не боится и не беспокоится. Одна откормленная морда без размышлений выдает — какое вам, олухам, дело, что я вместе с покупателем Citadele съездил немного отдохнуть на неизвестно какие деньги?! Еще пару лет назад та же морда лебезила и дрожала, когда были обнародованы невинные налоговые "чики-брики" ее обладателя, а теперь…

И так далее, и так далее. Естественно, все они теперь на полном серьезе утверждают — у нас все в порядке, если проголосуете за нас, мы продолжим в том же духе. Или как там они это называют. И вот это уже действительно страшно. Это значит, что новые "металлурги", "поезда" и "цитадели" — не возможность, а просто вопрос времени.

Поэтому лично я хочу перемен.

У меня нет ни малейшей уверенности, что страстно воспетый господином Лицитисом "дырявый сарай Судрабы" эти перемены обеспечит. Правда, не знаю, что представляет себе нормальный сельчанин, когда слышит такое сравнение. Но, по крайней мере, этот "сарай" хотя бы пройдет в Сейм и, в отличие от других, он хотя бы обещает перемены.

Быть может, в чем-то права Сандра Вейнберга, которая на соседнем портале пересказывает идею Валдиса Витолиньша — за какой спискок ни голосуй, обязательно надо вычеркнуть, скажем, первые пять номеров, чтобы "пустить к парламентской кормушке других — новых, свежих, возможно, неоткормленных, некоррумпированных "хрюшек", пусть даже из тех же партий".

Так или иначе, мне совсем не хочется наблюдать, как авторы "истории успеха" продолжат "расти с умом" до тех пор, пока тут камня на камне не останется.

Зато я хочу, чтобы одуревшая баба, которой наплевать на какие-то там правила дорожного движения, если речь идет о доставке ее высокородного туловища из пункта "А" в пункт "Б", в повседневной жизни попробовала троллейбус. Например, 15-й.

Я хочу, чтобы ответственные, например, за крах лиепайского "металлурга" сидели не в Брюсселе, а в тюрьме. Я хочу, чтобы у Артиса Кампарса отобрали его волшебную тумбочку с деньгами.
Я хочу, чтобы семья Домбровскисов вернула весь кредит, который получила от государственного банка. Я еще много чего искренне желаю — чтобы все те, кто жрет из государственной кормушки и горизонтально "растет с умом", наконец начали отвечать за свою лень, тупость и жульничество.

Я хочу этого, так как действительно верю, что от таких перемен народу Латвии и самой Латвии будет лучше. Как бы громко закисы и аболтыни ни пытались вас убедить, что хорошо уже сейчас.

А на вопрос, кто может реально это обеспечить, каждый должен ответить сам.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!