7 сентября 2011 года под Ярославлем произошла самая страшная трагедия в истории российского спорта. Вылетая из аэропорта Туношна в Минск на стартовый матч сезона КХЛ, разбился самолет с хоккейным "Локомотивом" на борту. В тот день в авиакатастрофе погибли 45 человек, в том числе и все находившиеся на борту игроки хоккейной команды, среди которых был и выдающийся латвийский защитник Карлис Скрастиньш.
7 сентября 2011 года в Уфе должен был стартовать четвертый сезон Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Действующий на тот момент обладатель Кубка Гагарина "Салават Юлаев" и финалист минувшего плей-офф "Атлант" планировали разыграть первый трофей нового сезона — Кубок открытия.
На седьмой минуте встречи хозяева открыли счёт благодаря точному броску защитника Андрея Кутейкина. Однако уже спустя 10 минут на льду появился тогдашний президент КХЛ Александр Медведев. Именно он сообщил всем присутствовавшим в тот день на "Уфе-Арене" страшную новость — в авиакатастрофе разбился ярославский "Локомотив".
Самолет Як-42 с командой на борту потерпел крушение при вылете в Минск, где клуб должен был провести первый матч в сезоне КХЛ. В тот день погибло 45 человек, в том числе и все находившиеся на борту игроки и тренерский штаб. Выжил только бортпроводник Александр Сизов.
"С момента гибели "Локомотива" прошло уже 10 лет. Пройдет и 100 лет — мы все равно будем помнить эту команду, этих игроков, это трагическое событие, — цитирует "Спорт-Экспресс" президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка. — Я тогда находился в самой гуще событий. Видел и место крушения, и на панихиде присутствовал, когда приехал президент Владимир Путин. Гробы, скорбящие жены, дети. Сдержать слезы в тот момент было невозможно. Это трагедия мирового масштаба. Огромное горе. Об ушедших скорбила вся большая хоккейная семья".
Многие, кто работает в хоккейной отрасли, в тот день потеряли друга, знакомого, бывшего партнера по команде или коллегу. Латвия осталась без одного из лучших хоккеистов в своей истории — Карлиса Скрастиньша.
Родриго Лавиньш, один из друзей детства Карлиса Скрастиньша и его бывший партнер по сборной, до сих пор хорошо помнит события десятилетней давности. "Я словно лишился дара речи, когда узнал о трагедии в Ярославле. Было такое чувство, что все остановилось", — сказал Лавиньш на Латвийском радио. Лавиньш до сих пор помнит Карлиса как спокойного и хорошо воспитанного человека, порядочного семьянина.
Скрастиньш ушел из жизни в возрасте 37 лет. В сборной Латвии провел 151 матч, сыграл на трех Олимпиадах и девяти чемпионатах мира. В 2000 году Скрастиньш приложил руку к исторической победе сборной Латвии над Россией, а спустя три года, на чемпионате мира в Финляндии, защитник в решающем матче за выход в следующий раунд против сборной Беларуси сделал хет-три, причем за девять с половиной минут.
"Локомотиву" в том сезоне пророчили чемпионство. Некоторые молодые игроки могли совсем скоро могли стать звездами сборной России. Скрастиньш как минимум пару лет играть на высоком уровне в "Локомотиве", а затем перейти в рижское "Динамо", чтобы завершить карьеру на родине. Но судьба распорядилось иначе.
На вопросы "почему?" и "за что?" по-прежнему нет четких ответов. Многочисленные комиссии вроде бы пришли к единому выводу о причинах катастрофы, но вопросы все равно остаются. Может быть, когда-нибудь мы узнаем об этой трагедии чуть больше. Может быть, узнаем уже не мы.
Шесть лет после трагедии "Локомотива" КХЛ не проводила матчи 7 сентября, но затем изменила подход. Сегодня, 7 сентября, на лед среди прочих выйдет и ярославская команда, которая примет у себя дома минское "Динамо". Руководство "Локомотива" считает, что сегодняшний матч позволит всем собравшимся на арене вместе почтить память тех, кто погиб в тот ужасный день десять лет назад.