Фото: Publicitātes foto
В этом году в Национальном историческом музее проходила выставка "100 исторических реликвий Латвии". После пожара в Рижском замке, который случился в июне, экспозиция выставки пока не доступна для осмотра, а портал DELFI продолжает виртуально знакомить с ее самыми ценными экспонатами.

В десятой части речь пойдет о древнейшем клиновидном топоре, о самой старой рунической надписи, об украшениях племен ливов, о старинном платке с уникальными украшениями, а также о древнейшем свидетельстве обработки золота на территории современной Латвии. 


Фото: Publicitātes foto

Основание и начало работы Национального исторического музея Латвии неразрывно связано с Рижским латышским обществом (RLB), которое местная интеллигенция и мещане основали 10 ноября 1868 года. А 4 мая 1869 года RLB основал комиссию Знаний, одним из главных заданий которой являлось накопление материалов для будущего музея: создание Латышского музея противопоставлялось уже существовавшему музею балтийских немцев. Упомянутая выше дата считается днем рождения музея.

В 1893 году комиссия Знаний RLB приняла решение копить для музея только этнографические и исторические предметы балтийских народов, показать одежды латышей и предметы быта, которые не были представлены в других музеях. Были заказаны стеклянные шкафы, и в 1894 году музей RLB открылся для публики. На первом этаже экспонировалась коллекция археологических предметов, в двух помещениях верхнего этажа — народные наряды, орудия труда, музыкальные инструменты.

1 августа 1896 года в Риге открылась Латышская этнографическая выставка. Это была первая репрезентация, организованная латышской интеллигенцией. Чтобы достать экспонаты для выставки, людям различных краев предлагалось отослать в Ригу "стародавние вещи".

В 1894 и 1895 годах комиссия Знаний RLB организовала 10 экспедиций по латвийским волостям, фотографируя и рисуя наиболее характерные типы построек и одежды. Ни ранее, ни позднее не обращалось столько внимания на сознание латышской этнографии и истории культуры, как при подготовке латышской этнографической выставки 1896 года. 

Выставка в Риге в 1896 году проходила одновременно с X Всероссийским Археологическим конгрессом. В результате объем коллекций существенно увеличился, и в 1903 году RLB купил новое здание с более просторными помещениями для музея. В 1905 году новое здание открыло двери. В 1914 году на пожертвованные от латышей средства было начато строительство еще большего здания специально под музей, но этому помешала Первая мировая война. Проект в итоге так и не был реализован.

После образования Латвийской Республики коллекцию музея RLB передали в распоряжение государства. В 1920 году музей получил помещения в Рижском замке, в 1924-м ему был присвоен статус государственного музея и новое название.

В книге инвентаря музея RLB под первым номером записан изготовленный из кремня клиновидный топор, который был найден в Вецсаулес Силос. 


Фото: Publicitātes foto

Во время раскопок археологических памятников ливов в общей сложности добыто около 230 украшений в виде цепочек. Это богатые и роскошные украшения, которые совмещают декоративную и практическую функции. Наиболее часто встречаются украшения, состоящие лишь из двух цепочек, исключая другие элементы. Целых украшений с максимальным количеством длинных цепочек (9), не считая коротких звеньев в районе груди и цепочек для подвешивания предметов, не найдено много.

Цепочка из могильника Айзкрауклес уникальна тем, что является первый полностью сохранившейся, попавшей в латвийские музеи. Они представляет собой экземпляр с максимально возможным количеством очередей цепочек (9). В цепочке присутствует также серебряная подвеска и бронзовый конек. 

Украшение найдено в 1837 году в могильнике Айзкрауклес. Богатые находки этого могильника привлекли большое внимание общественности. При исследовании предметов на месте работал профессор Тартуского университета Ф.Крузе, который лично участвовал в раскопках.

Исследования Крузе принято считать первыми научными археологическими раскопками на территории Латвии. Он написал и первую обобщающую работу по археологии Латвии. В 1842 году в книге "Некроливоника" Крузе охватил историю Балтии до внедрения христианства в 13-м веке, проанализировал найденные здесь и в Европе старинные предметы. Находки могильника Айзкрауклес стали катализатором для профессиональный исследований латвийской археологии.


Фото: Publicitātes foto

Половина верхней части булавы из известкового камня была найдена в 1937 году во время археологических раскопок в городище Даугмале под руководством Валдемара Гинтера. Вторая половина, возможно, еще находится где-то в земле.

Верхняя часть булавы украшена орнаментом скандинавского плетения, внизу — руническое письмо (языке магических символов) "runar: pesar: O…". Дальше текст не сохранился, его продолжение — на ненайденной второй половине булавы. В переводе надпись звучит так: "руны это составивший О…". Эта фраза традиционна в начале рунических писем у скандинавов, где говорится, кто вырезал символы-руны, а дальше — с какой целью.

С самого начала нахождения булавы происхождение надписи рунов связали с островом Готланд. Тип вырезания букв был распространен на шведских и норвежских территориях главным образом в 12-м веке, хотя встречается и в 11-м веке.

Для найденного фрагмента булавы в Рижском Техническом университете выполнили химический анализ. Выяснилось, что известковый камень, из которого вырезана булава, такого же химического состава, который характерен для горных пород на берегах Даугавы. Это подтверждает, что булавы в городище изготовлены в Даугмалес, но изготовитель мог быть из Готланда. Это — самое древнее свидетельство написания письма на территории Латвии.

Древний комплекс Даугмале состоит из городища с двумя поселениями, двумя могильниками и пристанью, находится на левом берегу Даугавы в 30 километрах от Балтийскго моря. Присутствие скандинавов в нижнем течении Даугавы нельзя считать неожиданным. В поздней железной эпохе Даугмале являлся значительным центром ремесленничества и торговли. Дорога вдоль Даугавы и сама река на протяжении тысяч лет была одной из самых главных магистралей торговли и движения в восточной Европе.

Предполагается, что в городище Даугмале находился упомянутый в хронике Ливонского Индрикя порт Земгалес. Между старинными предметами здесь можно найти импортные предметы со всей восточной Европы, при этом в Даугмале по завезенным образцам изготавливали и свои изделия. Кроме того, Даугмале посещали скандинавские торговцы, чему косвенное свидетельство — находки из могильника на месте нынешней Саласпилсской сельской школы.


Фото: Publicitātes foto

Фрагменты Кастранского Скубиньского женского платка — самые большие и древние сохраненные образцы ткани с нашитыми стеклянными бусами и оловянными украшениями.

Платок датирован 17-м веком, добыт в 1937 году во время археологических раскопок под руководством Петера Степиня. Применяя для того времени прогрессивный метод — разделка земли на большие блоки и транспортировка их в музей — удалось собрать весомый информационный и вещественный материал.

Во время раскопок были найдены две брошки, кожаные пояса, кольца, футляры для ножа и монет, а также большое количество фрагментов ткани женской одежды. Многие текстильные материалы в 1943 году были проанализированы Аугустом Силиньгем, археолог Анна Зариня сделала реконструкцию рисунка украшений платка, а в 1998 году он был воспроизведен в реальности для Национального исторического музея.

Композиция нашитого на платке украшения — распределенный по полосам орнамент с большими фигурами — свастикой, в центре платка — вшитые бронзовые украшения, схожие с теми, которые применялись на латгальских платках в 12-13-х веках. В платке из экспозиции музея бронзовые кольца заменяли стеклянные бусы: эта традиция внедрилась в конце 12-го века одновременно с венками из ткани, но не способствовала длительному сохранению текстильного материала.

Крупные фрагменты платка — большая редкость. Именно потому Скубиньский платок является уникальной находкой, возраст которой порядка 400 лет.

Фото: Publicitātes foto

Арбалетовидная фибула с золотой отделкой была найдена в 1901 году в Катлакалне Плявниеккалне во время археологических раскопок под руководством Антона Буххольца. Находка принадлежит земгальской культуре из низовий Даугавы и характеризует традиции похорон среди северных земгалов 5-6 веков. Всего были исследованы 72 захоронения.

Упомянутая выше арбалетовидная фибула добыта могиле №1, где был похоронен мужчина. К тому моменту, когда могилу обнаружили, в ней находились и другие предметы, поэтому первоначальный состав инвентаря могилы уже нельзя определить. Согласно эскизам Буххольца, археологи нашли в могиле также наконечник копья, а в средней части тела — спиральное кольцо и браслет с булавовидными концами.

Арбалетовидная фибула находилась в могиле в районе левого плеча мужчины, рядом — железное украшение со звеньями цепочки. Около изголовья — половина бронзового шейного диска, справа — остатки ткани. В эскизе упомянуты также нож и долото. В список старинных предметов могилы включены две мотыги и муфта топора, которые, скорее всего, не принадлежат к инвентарю этой могилы.

Арбалетовидная фибула из Плявниеккална является не только самым старинным свидетельством обработки золота на территории Латвии. Это вообще выдающийся образец искусства по металлу. При ее изготовлении без ковки были применены сразу несколько технических приемов. Упомянутая деталь для арбалета использовалась на протяжении примерно ста лет — с 450 до 550 годов. Происхождение такого типа фибул надо искать в Восточной Пруссии, а позже они распространились по обширной территории Европы.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !