Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Если уж мы начали говорить о целях, смысле и сути Латвийского государства, то нужно говорить и о смысле и сути самого латышского народа. Что такое латышский народ и из кого он состоит?
С сожалением приходится признать, что через 20 лет после восстановления независимости латыши по-прежнему воспринимают себя как национальность, а не народ или нацию. Мы часто слышим в СМИ словосочетания — жители латышской национальности, русской национальности и т.д. Называла гражданина Латвии латышом, русским или жителем другой национальности, мы деградируем саму латвийскую государственность.
Человеческие сообщества распределяются по категориям разных уровней. На самом низком стоят этнические группы, затем — национальности, а в высшей категории — нации. Когда я побывал в Индии, то убедился, что там проживают десятки разных национальностей, почти каждая из которых по населению намного больше латышей. Но на привычный для латыша вопрос — какой ты национальности, там я никогда не получал ответа — тамил, малаялец или бенгалец. Этот вопрос всегда вызывал недоумение и ответ: я — индиец. Латыши были этнической группой или национальностью в царской России и СССР. Теперь, когда у нас есть свое государство, мы больше не люди латышской национальности, а латыши, которые образуют латышский народ.
Можно спросить — в чем разница между латышской национальностью и латышским народом? Очень просто. Национальность — это этнический термин, а народ — государственный. Если мы хотим, чтобы латышей уважали, а в преамбуле не приходилось ломать копья в связи с термином "государственная нация", нужно в корне изменить (повысить) самооценку латышей. Пора отказаться от понятия латышской национальности и перейти к латышскому народу. К сожалению, ситуацию осложняет записанный в Сатверсме "народ Латвии" (а не "латышский народ"). По-моему, это фундаментальная ошибка конституции. Можно понять (но не оправдать) отцов Сатверсме, которые в сложной ситуации, когда так неожиданно возникло собственное государство, растерялись и положили в основание Латвийского государства неровный камень — понятие народа Латвии.
Почему этот камень кривой? Да потому что народ Латвии — это такой же вымученный термин как советский народ, он раскалывает нацию на этнические группы и национальности. Латвия — унитарное государство, и в нем есть одна нация — латышский народ. Нужно в принципе отказаться от латышскости как этнической категории и признать ее категорией государственной. Под латышским народом следует понимать всех граждан Латвии независимо от языка, на котором они обычно говорят. Надо признать, что предложенная Левитсом преамбула и особенно комментарии идут как раз в этом направлении. В свою очередь русскими публично нужно считать только граждан России и русскоговорящих лиц без гражданства.
Такой переход от этнического к государственному, скорее всего, вызовет резкое противодействие обоих этнических лагерей. Часть латышей воспринимает свою этническую принадлежность как возможность находиться в воображаемом более высоком статусе. Они не желают, чтобы и других приравняли к их "уровню". А для многих этнических русских будет трудно выбрать — остаться русским или стать латышом (латвийцем). Чтобы избежать недоразумений, нужен точный перевод термина "латышский народ" на другие языки. По-английски — latvians, по-русски — "латвийцы". Привычное для русского языка обозначение "латыши" должно уйти в историю как обозначение латышской этнической группы в царской России. Так что, в Латвии проживает лишь один народ — латышский.
Ясно, что латышская нация не сформируется за один день и как минимум сначала многие будут упираться руками и ногами. Но если мы хотим, чтобы латышский народ и латышский язык звучали в нашей Латвии на протяжении веков, нам пора вылезти из коротеньких штанишек латышской национальности и примерить достойный костюм нации.
Перевод DELFI. Оригинал здесь