Foto: LETA

Завершая конференцию о преамбуле Сатверсме, автор инициативы, судья Европейского суда Эгил Левитс высказался о необходимости для латышей оставить синдромы постколониализма и наконец увидеть себя как нормальную европейскую нацию. Лучше и не скажешь.

Постоянные синдромы неполноценности и неспособность самим за себя отвечать, злоба и зависть к окружающим, которые всегда виноваты в наших проблемах — это действительно тяжелое наследие колониализма. Но несмотря на надежду (общую для нас с Левитсом) когда-нибудь избавиться от этой ментальности, это не будет так легко, как хотелось бы. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, расскажу о двух вроде бы несвязанных между собой вещах, которые в последние месяцы стали актуальными в латвийском обществе. Обе могут кое-что поведать о колониализме, провинциализме и нехватке патриотизма в современном латвийском обществе. Первая связана с выборами, вторая — с наукой и докторантами.

Прежде всего, все мы заметили, что в Латвии уже началась подготовка к выборам Европарламента. Помимо уже работающих там людей, о себе заявил ряд политиков первого ранга, которые хотят провести в Брюсселе ближайшие пять лет. Ничего удивительного. Европарламент — это как раз то место, где патриотизм окупается. Так что, стоит подсуетиться. Зарплата депутата Сейма, видите ли, с коэффициентом 3,2 привязана к средней зарплате в стране и сейчас составляет 1400 латов до уплаты налогов. К тому же, разные бонусы сейчас сильно урезаны. К тому же, каждый месяц общественное мнение пытается пристыдить депутатов — мол, зажрались. Вы же заметили ежемесячную "скандальную новость": "Депутатам Сейма в виде зарплаты в этом месяце выплачено 110 000 латов". Действительно, несложно понять, почему, работая в таких условиях, очень хочется пересесть в брюссельский gravy train. В "центре" основная зарплата депутата превышает 1500% от средней латвийской. А со всеми дополнительными выплатами (офис, поездки, знаменитый бесплатный парикмахер и т.д.) она достигает примерно 20000-25000 евро в месяц. Короче, прекрасная exit-стратегия для весьма патриотичной латвийской политической элиты. Одна очень патриотичная партия в Латвии уже чуть не лопнула в связи с переездом ее видных членов на брюссельскую малину (ТБ/ДННЛ в 2004 году). Теперь тот же трюк собираются повторить другие — включая одного очень патриотичного и популярного министра правительства, которому после долгих мук в провинции тоже хочется наконец погрузить рыло в центральную кормушку. На всякий случай напомню — это все то же правительство, которое так встревожено отъездом латышей и усиленно рассказывает, что Латвия — лучшее место для жизни.

Еще несколько подходящих примеров патриотизма, колониализма и провинциализма нам обеспечила академическая сфера. Как известно, это последний учебный год, когда в Латвии реализуется проект Европейского Социального фонда "Поддержка обучения докторов", в рамках которого кучка молодых и уже не столь молодых ученых получила докторские стипендии. Около 700 латов в месяц, свободных от налогов, многим позволили исследовать, дискутировать и писать — в т.ч. международно рецензированные публикации, которые нам как бы очень нужны. Теперь, после четырех тучных лет, веселье закончилось. Количество докторских работ в Латвии в ближайшие годы существенно сократится, вернувшись на предыдущий (т.е. никакой) уровень. Ну, нельзя написать докторскую диссертацию, параллельно трудясь на полную ставку на нескольких работах, чего в Латвии обычно требует элементарное выживание. А те, кто сами могут финансировать свою учебу в докторантуре, вряд ли будут делать это в Латвии. В общем, если за воспроизводство латышских ученых не будет платить ЕС, то кто тогда? Очень патриотичное латвийское правительство? Не смешите.

Но речь не о прекращении выплаты стипендий ЕС (сразу оговорюсь, что я сам защитился задолго до появления этих грантов, так что, я лично в них не заинтересован, просто немного обидно за страну). Может, даже лучше, что их нет. Иначе это лишь искажает общую картину Латвии. Помню, как примерно в 2010 году я случайно встретил одного компетентного, известного на международном уровне и богатого докторантами профессора истории, который четко сформулировал мнение по вопросу таких стипендий. Немного грустно, когда профессор получает меньше, чем его собственные докторанты из стипендии ЕС, предусмотренной на выживание. Нет, это не зависть. Просто трудно определить отношение, если докторант от ЕС получает больше профессора, которому зарплату платит (делает вид) Латвийское государство. Как этого докторанта мотивировать? Сказать ему: если ты, как молодой Dr., будешь усердно трудиться, исследовать и публиковаться в авторитетных изданиях, то сможешь получать зарплату, которая втрое меньше твоей европейской стипендии? Именно так это сегодня и происходит. Поэтому действительно будет лучше, если в ближайший год все вернется на старые рельсы и всем станет понятна элементарная вещь. А именно: если за это не платит имперский центр, патриотичной и гордой Латвии никакая наука не нужна.

Конечно, у каждого из нас имеется свое восприятие. Некоторые, думая о колониализме в Латвии, сразу представляют себе памятник в Задвинье и Владимира Линдермана. Но мне почему-то кажется, что, думая об импотенции, близорукости и злости латышской постколониальной ментальности, нам стоит немного меньше прислушиваться к идеологизированной болтовне радикалов, а больше присматриваться к тому, что происходит в реальности. И ничего приятного мы так не увидим.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!