С изумлением и нарастающим гневом я наблюдаю за тем, как в СМИ постепенно разворачивается кампания, цель которой — сделать из мухи слона и раздавить этим слоном Валдиса Домбровскиса. Почему это происходит именно сейчас, когда правительство назвало его кандидатом Латвии в еврокомиссары? Почему кому-то так хочется принизить и скомпрометировать нашего выдающегося политика, и кто выиграет от "нейтрализации" Валдиса Домбровскиса?
Происходящее больше нельзя объяснить за счет приближающейся предвыборной борьбы. На этот раз ситуацию надо рассматривать в более широком геополитическом контексте, где Латвия имеет определенный вес и место.
На Украине продолжается начатая Россией "горячая война" — вооруженные и организованные Москвой бандиты продолжают убивать десятки жителей Украины. На "западных фронтах" Путина продолжается "холодная война". Одновременно с военными операциями у границы ведутся методичные попытки повлиять на политические и экономические решения стран Европы, а также кампания дезинформации.
Стратегическая цель Путина — расколоть Европу, уменьшить ее общий потенциал, прервать трансатлантический союз безопасности. В этой стратегии у Путина много случайных и неслучайных союзников — от экстремистских, евроскептических партий в Западной Европе (Ле Пен, Фарадж и т.д.) до бизнес-лобби, единственная отчизна которых — прибыль.
Не сомневаюсь, что своя роль в европейской стратегии Путина отводится также Латвии — следующей президентствующей стране ЕС. Понятно, что важнее всего для Путина повлиять на результаты выборов так, чтобы потенциальные ближайшие союзники ("Согласие", Жданок, Судраба) вместе получили хотя бы 34-40 голосов в Сейме. Это позволило бы держать любое правительство на "коротком поводке", использовать конституционные инструменты, чтобы популистски блокировать решения и создавать бесконечные парламентские комиссии по расследованию, цель которых — как можно громче дискредитировать ведущие личности в латвийской политике.
Во-вторых, Путин заинтересован по возможности снизить европейское влияние тех стран ЕС, которые более реалистично воспринимают политику и цели России. Этого можно добиться, как ослабив позиции латвийского правительства после выборов, так и уменьшив влияние и вовлеченность Латвии в европейские структуры и НАТО. Для достижения целей годятся такие инструменты как псевдоскандалы вокруг лица, выдвинутого Латвией в еврокомиссары. Не удивляюсь, если совсем скоро мы увидим в Брюсселе пикеты нанятых Россией PR-агентств и негосударственных организаций, мероприятия евродепутатов, дружественных России. Тут будут весьма кстати демарши "кристально чистой" Татьяны Жданок и "важного человека" Иветы Григуле.
В-третьих, для Путина важно помешать передаче стратегических портфелей еврокомиссаров в "неправильные" руки. Это касается энергетики, конкуренции, внешней политики, инвестиций в те виды инфраструктуры, где Россия заинтересована не допустить назначения сильных политиков из Восточной Европы. Даже если не удастся помешать утверждению Домбровскиса в Еврокомиссии, план-минимум — всучить ему портфель еврокомиссара по языковому многообразию или религиозному диалогу.
К счастью для Кремля и не несчастью для Латвии, у Кремля в этом плане здесь имеется множество известных и неизвестных партнеров — агентов влияния среди депутатов Сейма, недовольных журналистов, продажных "пиарщиков", депутатов, обвиняемых в тяжких преступлениях и "политтехнологов", обвиняемых в преступлениях средней тяжести. А главное — тут есть общество, лидерам которого иногда трудно рассмотреть лес за деревьями, а психологические настроения которого характеризует пословица "Любимое блюда латыша — другой латыш".
Перевод DELFI