Реальный инструмент или подсудное дело? Чего можно добиться с помощью петиций
Fоtо: Shutterstock/DELFI
Вот уже восьмой год граждане Латвии могут обращаться в Сейм с коллективными петициями. Иногда подобные кампании завершаются реальными изменениями законов, иногда — реальным уголовным наказанием. DELFI изучил, как работает инструмент прямой демократии в Латвии и Европе.

Неправильные инициативы

В конце сентября суд Видземского предместья вынес приговор автору петиции о присоединении Латвии к Соединенным Штатам Америки Денису Бартецкому. Петиция была опубликована в 2016 году. Бартецкий утверждал, что таким образом хотел продемонстрировать абсурдность обвинения, предъявленного автору другой петиции — Максиму Коптелову.

Приговор Коптелову, который создал петицию со сбором подписей за присоединение Латвии к России, вступил в силу весной 2019 года. Суд приговорил его к 140 часам исправительных работ. Петиция была опубликована на сайте www.avaaz.org весной 2014 года, а задержан Коптелов был в феврале 2015 года.

Уголовное дело против Бартецкого велось по первому пункту 82-й статьи Уголовного закона страны — "Публичный призыв к подрыву территориальной целостности Латвийской Республики". Подсудимому назначили 80 часов исправительных работ и один год испытательного срока.

Несмотря на сходство эпизодов, дело Бартецкого юристы выделяют особо. "Главная уникальность — в уголовном наказании за призыв к явно невозможному, — говорит юрист, советник фракции "Зеленые"/ЕСА в Европейском парламенте Алексей Димитров. — Если в деле Коптелова присоединение Латвии к России еще можно было как-то представить (хотя бы в силу географии), то присоединение к США вообще себе представить нельзя".

Впрочем, по словам эксперта, у двух дел (Коптелова и Бартецкого) есть и любопытные сходства. Во-первых, наказание по статье закона, утратившей силу (в нынешней редакции статья 81 Уголовного закона запрещает призыв только к такой ликвидации независимости, которая противоречит Конституции, в прежней редакции такой оговорки не было). Во-вторых, приговоры по данным делам противоречат практике Конституционного суда, который указывал, что путем демократического референдума отказаться от независимости все-таки можно (хотя некоторые юристы утверждают, что преамбула такую трактовку изменила).

Так или иначе эти вердикты наглядно напомнили гражданам Латвии, что далеко не все инициативы можно выносить на всеобщее обсуждение. Например, статья 78 Уголовного закона запрещает разжигание этнической, национальной и расовой розни — следовательно, сбор подписей под петицией, которая такую рознь разжигает, является уголовно наказуемым.

Другой момент, как понять, что та или иная народная инициатива может вступить в спор с буквой закона. В ноябре 2017 года портал общественных инициатив manabalss.lv остановил сбор подписей под петицией о сохранении билингвального образования. После консультации с юристами создатели портала сочли подобную инициативу противоречащей ядру Сатверсме.

По просьбе редактора Manabalss.lv Дидзиса Мелькиса DELFI публикует также полный текст вопросов DELFI и ответов Manabalss.lv.

Правильные инициативы

Петиции как институт представительской демократии сформировался в Великобритании — именно в этой стране впервые было урегулировано право граждан отправлять коллективные обращения в органы власти.

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !