Гордость и предубеждения. Какой национальности нам нужен президент, а какой — муж для дочери?
Fоtо: F64

Латыши — старательные трудяги или мрачные хуторяне? Русские — душа нараспашку или всюду навязывают свою культуру? Как рождаются стереотипы и какую роль они играют? Почему каждый третий латыш не может себе представить русского или украинца в роли президента страны, но при этом латыши, русские и украинцы в общественном сознании — самые близкие культуры? На эти и многие другие вопросы попытались ответить авторы исследования Института философии и социологии ЛУ "Межкультурные стереотипы и предубеждения в Латвии".

Как при таком раскладе чувствуют себя в Латвии другие национальные и культурные группы и как к ним относятся латыши? Этим вопросом задались исследователи Латвийского университета при поддержке посольства Германии.

Проведенное летом прошлого года исследование состояло из двух частей. Первая — опрос с участием более 1000 жителей, которые по своему национальному, возрастному, половому и географическому составу отражали население Латвии. Вторая — более глубокое общение с тремя фокус-группами: в Риге — с латышской и русской, в Резекне — со смешанной, из двуязычных семей.

Национальность имеет значение, но не для всех

Совершенно однозначно: национальность занимает в общественном сознании Латвии очень важное место. Причем для латышей эта ценность намного более весомая, чем для представителей любых других национальностей, живущих в стране. Важное значение тому, что ты представитель своей национальности, придают 73% латышей и 58% русских.

Причем этноцентризм более свойственен жителям с высшим образованием. Как предположили исследователи, более высокий социальный и материальный статус позволяют им лучше думать о стране и гордиться принадлежностью к коренному народу.

Выводы о человеке по национальности чаще всего (80%) делают люди, которые и своей этнической принадлежности придают особое значение. Опять же латышам такие выводы свойственно делать чаще, чем представителям других национальностей.

В общении с латышской фокус-группой исследователи отметили выраженные попытки придать национальности функциональное значение: она "помогает прогнозировать поведение, стиль коммуникации, какие контакты могут развиться с этим человеком" (Зинтис, Рига). Русскоязычная фокус-группа привлекала внимание к социально-экономическим обстоятельствам, которые некоторые народы ставят в худшее положение, а в итоге "народы, которые живут в бедности, плодят больше плохих людей" (Артур, Рига).

Впрочем, на выборах в Сейм лишь 26% избирателей придают решающее значение тому, как партия выступает по национальному вопросу. Почему тогда политики так упирают на эту тему? На эту тему, по мнению доктора социологических наук Инты Миерини, нужны еще исследования: "Похоже, у этого феномена есть другие причины. Видно, что латышские политики не особо стараются познать русских избирателей и подобрать к ним ключик — опрос дает позитивную надежду, что возможно в будущем снизить национальный барьер".

Для примера, участник фокус-группы Алгиртс из Риги считает национальные установки партии одними из важнейших на выборах, потому что такая установка должна быть "на пользу титульной нации".

Также исследователи отметили, что основы для расизма в Латвии — не концептуальны, но вполне заметны.

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !