Foto: Māris Morkāns

В Театре Чехова прошла премьера спектакля известного российского режиссера Юрия Бутусова "Гоголь. Портрет", а следом — обсуждение поднятой в постановке острой темы: должен ли художник отвечать за то, что натворил? Или, наоборот, за то, что его искусство не предотвратило. Дискуссию в цикле "Без точек над I" провел профессор Латвийской академии художеств, доктор искусств Денис Ханов.

История художника, который не выдержал искушения легкого пути и за хорошие деньги начал служить дьяволу. В сегодняшнем мире, когда люди искусства зачастую становятся орудием манипуляции умами, повесть Гоголя "Портрет" звучит особенно жутко. С другой стороны, может ли художник выражать в публичном пространстве все, что ему в голову взбредет? Полная свобода самовыражения или границы все же есть? Тогда кто их ставит? А кто будет отвечать за последствия? А если художник хотел высказаться, но побоялся — он останется художником?

Ответы на эти вопросы можно искать в постановке Бутусова. Свои версии попытались дать приглашенные на обсуждение эксперты.

Что думают авторы спектакля?

"Марионетки дьявола у Гоголя разрушительны, смертоносны, но вред, который они могут принести, всё же соразмерен возможностям человека. Марионетки дьявола сегодня имеют в своем распоряжении баллистические ракеты и ядерный арсенал..." - говорит драматург написанной для постановки Бутусова пьесы Эстер Бол.

Foto: Māris Morkāns

"Это история про изменения, которые человек способен совершить с собой, как может себя обезобразить, обезличить, обездушить. Тема вечная, но сейчас — особенно актуально разобраться, как остаться человеком и не превратиться в животное, как сохранить достоинство", - пояснил в интервью Delfi Юрий Бутусов.

Сам он убежден, что компромиссы с властью бессмысленны: "Для меня все началось с того, что потребовали убрать украинскую музыку из спектакля "Бег". Стали требовать исключать какие-то тексты из спектаклей, связанные с антивоенной темой - например, текст "Тот, кто начинает войну - уже мёртв". Спектакль был поставлен в 2018 году, а в 2022-м приказали убрать. Я боролся. Там был большой и серьезный монолог, который полностью хотели вырезать — в итоге его оставили, а эту фразу отстоять не удалось – ее убрали, а через какое-то время и весь спектакль убрали".

Когда началась война в Украине, режиссер Юрий Бутусов покинул Россию. Сегодня он живет и работает в Европе. Не смогла оставаться на родине и драматург Ася Волошина — новую жизнь она начала под творческим псевдонимом Эстер Бол, созвучным ее чувству "острая боль".

Случайное совпадение, но примечательно: в спектакле заняты как артисты, давно состоящие в труппе, так и актеры из Украины, Беларуси и России, которые обрели пристанище в Риге, покинув родину и не став художниками на содержании преступной власти.

Премьера спектакля прошла 11 мая.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī vai vai Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!