Foto: Reuters/Scanpix/LETA

Михаил Дубинянский — украинский историк и политический публицист, многолетний автор крупнейшего интернет-издания "Украинская правда". Не так давно он опубликовал колонку "Ненависть на экспорт", в которой выступил с жесткой критикой украинской военной пропаганды, направленной против русских, как этноса, а не против российского государства и путинского режима. Дубинянский назвал ее "ксенофобией военного времени" и заявил, что ее экспорт на Запад вредит обороноспособности Украине.

Это заявление Дубинянского резко противоречит официальному дискурсу украинской пропаганды. Так, советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк, отвечающий за пропаганду, 25 июля назвал Россию "страной рабского типа", украинский журналист Дмитрий Гордон год назад назвал русских "генетическими рабами". Секретарь Совета Национальной безопасности Украины Алексей Данилов — "азиатами, рабами, привыкшими поклоняться царю". С российской стороны звучит подобная  пропаганда — украинцев называют "хохлами", "укропами", "укронацистами", а сам Путин отрицает само существование Украины. Delfi поговорили с Михаилом Дубинянским о том, почему он считает ксенофобскую повестку опасной для Украины.

В своей колонке вы пишете: "Рано или поздно в наших соцсетях вспыхнет спор о том, следует ли радоваться гибели малолетних российских детей. Условные гуманисты будут настаивать, что дети не виновны в преступлениях взрослых, и что злорадство из-за смерти любого ребенка — это варварство. А условные дегуманизаторы будут доказывать, что ребенок врага — это будущий враг". Вы сравниваете российско-украинскую войну с конфликтом тутси и хуту в Руанде, с армяно-азербайджанским конфликтом, с Югославской войной и пишете, что ксенофобское послание "не существует хороших русских" вредит Украине в ее отношениях с западными союзниками. Это, мягко говоря, довольно необычная для Украины позиция. Поясните, чем были вызваны ваши заявления?

Ключевая проблема в том, что в военном плане россияне и украинцы находятся в неравных условиях. Да, Россия, как и Украина, зависят от поддержки извне, но партнеры Кремля — это Иран и Китай. Диктаторские режимы, которым моральный и цивилизационный облик России и Украины совершенно безразличен.

Россия может убить сколько угодно мирных жителей, умертвить сколько угодно пленных, открыто тиражировать у себя по телевидению призывы к геноциду украинцев. Но она все равно получит от иранских аятолл дроны "Шахед", получит какую-то экономическую помощь от китайских товарищей. При этом суждения рядового китайца или иранца о россиянах вообще не оказывают влияния на решения Пекина или Тегерана. 

У нас абсолютно другая ситуация. Суждения обычного американца или европейца об Украине и украинцах имеют огромное значение. Обороноспособность Украины зависит от поддержки демократических западных правительств, которые, в свою очередь, зависят от общественного мнения. Наши партнеры просто обязаны оглядываться на свободную прессу, на избирателей, на рядовых обывателей. Например, простой американец может выбрать в следующем году Трампа, и это будет колоссальный удар по Украине. 

Что в этой ситуации должна делать Украина такого, чего она не делает сейчас?

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!