Foto: EPA/LETA
Накануне серии кинопоказов Андрея Звягинцева в Риге портал Delfi поговорил с самым титулованным современным российским режиссером о возвращении с того света после ковида, самоизгнание с воюющей родины в Париж, вероятности бульдозера против левиафана-государства, пропитавшей все нелюбви и неотменяемости русской ДНК.

30 мая до 4 июня в кинотеатре Splendid Palace покажут полную ретроспективу фильмов Андрея Звягинцева, которые представит кинокритик Антон Долин. Показы завершатся творческой встречей с самим режиссером. Полная программа и билеты — здесь.

За последние годы жизнь Андрея Звягинцева в буквальном смысле описала сальто-мортале с почти нулевой вероятностью приземлиться на ноги. Летом 2021 года режиссер перенес тяжелейшие последствия ковида, провел полтора месяца в коме и почти год в постели. На пике кризиса его готовили к пересадке легких, но спасло чудо — работавший в германской клинике русский медик предложил испытать на нем экспериментальную терапию. Она сработала.

Пациент пошел на поправку, тем временем в состояние комы вошла его страна. Беспросвет в конце тоннеля, куда на всех парах несся поезд под названием Russia, Звягинцев откровенно предвидел. Все его фильмы — про это. На регулярные вопросы, почему он оставляет даже надежды на счастливый исход, угрюмо отвечал: надежды юношей питают. И добавлял для убедительности цитату из Френсиса Бэкона: "Надежда — хороший завтрак, но плохой ужин". Сор из избы выносить надо регулярно — просто из соображений гигиены. И вообще, врач сказал в морг.

"Мы, похоже, не обратили внимания, как в одночасье, на наших с вами глазах произошло изменение человеческого вида. Внутри проснулся варвар, для которого "другой" потерял всякую ценность. Он превратился в средство достижения эгоистических целей, в конкурента, в соперника, наконец, во врага", — говорил Звягинцев шесть лет назад, когда привозил в Ригу свою последнюю картину "Нелюбовь". Впрочем, относил он это не только к России — задуматься призывал всех.

— По иронии судьбы предложение интервью я получила вместе с позитивным тестом на ковид. Как вы себя сегодня чувствуете?

— Досталось по полной программе. В одном флаконе две беды — война и последствия тяжелого ковида. В сентябре (2021 года) меня вывели из искусственной комы, в которой я пребывал 40 дней, с итогом: поражение периферийной нервной системы. Не мог двигать ни руками, ни ногами. Не мог нажать кнопку вызова медсестры. Лежал и думал, зачем мне жить дальше? И вот так до весны.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!