Взломать код радиоактивного прометия. Как латвийские ученые попали в заголовки газет по всему миру
Fоtо: DELFI/Carlos Jones/ORNL

Все чаще имена латвийских ученых появляются в статьях и заголовках специализированных научных порталов, что очень лестно. В мае СМИ сообщили о крупном прорыве в изучении редкоземельного элемента прометия, в котором участвовали двое латвийских ученых из американской Ок-Риджской национальной лаборатории (ORNL) — Илья Попов и Санта Янсоне-Попова. Мы поспешили связаться с ними, чтобы узнать, в чем значение этого исследования и как они к нему пришли.

Разговор, разумеется, состоялся дистанционно. В Америке раннее солнечное утро перед началом рабочего дня. Двое ученых, которые, кстати, являются супругами, сразу же извиняются за свой латышский, который немного "заржавел" после 15 лет жизни в Америке и работы в интернациональной команде, но это было излишне — лишь изредка в разговор вкрадывалось слово на английском.

На самом деле Илья нас опередил: когда в специализированных СМИ появилась новость о знаковом исследовании, ознаменовавшем значительный прогресс в изучении редкоземельных металлов, мы проверили состав исследовательской группы и отметили, что в ней есть латышские ученые — их было легко найти в списке английских имен. Мы уже собирались искать контакты, когда получили письмо от Ильи с предложением пообщаться, которое мы сразу же приняли!

Интерес Ильи и Санты к интервью в какой-то мере связан с их семьями в Латвии — чтобы их родственники понимали, чем занимаются наши ученые там, в далекой американской лаборатории, и что такое этот прометий. Но мы начали разговор с первого, логичного вопроса:

Как каждый из вас пришел к химии и, вместе с этим, к семье?

Санта: В Мадонской государственной гимназии у меня была замечательная учительница химии, Янина Ариня, и именно она убедила меня не бояться химии. После школы я решила — мне нравится химия, почему бы и нет! В 2004 году я начала учиться в Латвийском университете.

Примерно в это время мы с Ильей решили, что хотим учиться в докторантуре в США, и я особенно хотела сосредоточиться на органическом синтезе, синтезе сложных молекул. В 2009 году я начала учебу в докторантуре Хьюстонского университета.

С Ильей я познакомилась в 2004 году, мы были однокурсниками на химическом факультете Латвийского университета. Мы поженились в 2007 году в Латвии.

Илья: Моя история такая же, как и у Санты — у меня была очень замечательная учительница по химии, Людмила Петрова. Я участвовал в олимпиадах — школьных, потом международных. Я окончил ЛУ и занимался исследованиями в группе профессора Олафа Даугулиса, а затем учился в докторантуре в Хьюстоне.

Когда мы учились в Латвийском Университете, мы с Сантой оба работали по совместительству в Латвийском институте органического синтеза в Риге...

Санта: ...и это было очень ценно, потому что мы научились работать в лаборатории. Когда мы приехали в Америку, в докторантуру, нам было гораздо легче начать исследования, потому что у нас уже были сильные базовые знания — как ставить реакции, как выделять и анализировать соединения.

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !