Зане Озола, основатель частной школы "Patnis" и глава Независимого общества образования, создала новый проект. Социальное предприятие "Brāļi un māsas" теперь предлагает дальнейшее образование для молодых людей, получивших специальное основное образование. У Зане есть 19-летний сын с синдромом Дауна, поэтому она хорошо знает, почему нечто подобное в Латвии просто необходимо. Сама Зане и ее муж Янис Озолс, поддержавший проект, рассказывают о своем опыте, новом проекте и своих планах.
19 лет назад в семье Зане и Яниса появился ребенок с особыми потребностями. У их сына Яниса синдром Дауна. Он также неслышащий. "Конечно, это был шок, это было ужасно, но мы работали с собой и с психотерапевтами, чтобы наладить свою жизнь. Ведь как только у вас появляется ребенок с инвалидностью, все переворачивается с ног на голову", — говорит Зане. Янис — третий ребенок в семье, где также есть старшие брат и сестра — уже взрослые и идущие своим путем.
Сейчас их жизнь более-менее налажена, но, по их словам, требуется много логистики, чтобы перевести сына из одной школы в другую, из одного кружка в другой... Потому что он никогда не будет по-настоящему самостоятельным". Янис закончил основную школу в Эбельмуйже, которая в первую очередь предназначена для неслышащих детей".
Но он вырос, у него появились новые интересы. Его родители поняли, что после школы ему нужны какие-то кружки, какие-то занятия, иначе, как и любому другому подростку, ему хотелось только сидеть в телефоне. И он мог делать это всю вторую половину дня. "Мы поняли, что не только у нас были такие проблемы. Хотя в газетах красиво пишут, что в Риге 150 учреждений по интересам и все они открыты для детей со спецпотребностями, но давайте будем реалистами — это не так. Люди не знают, как с этим работать. А иногда и не могут, потому что у особенных детей особые образовательные потребности", — объясняет Зане.
Конечно, многие из них могут быть включены в общество, но не всегда. Она сама является большим энтузиастом инклюзивности и вспоминает, что "Patnis" был первой школой, которая включила в свой состав детей с ограниченными возможностями еще в 1995 году. "Мы были первопроходцами. Мы создали класс, в который вошли дети с ограниченными физическими возможностями".
Почему инклюзивность не всегда возможна?
Зане приводит пример: утром сын может завязывать шнурки в течение часа или даже двух. Или столько же времени собирать сумку. "И ты ничего не можешь сделать, разве что просто взять его под мышку и отнести в машину. Но когда ребенок вырастает, так уже не поступишь, приходится набираться терпения. И если у вас в классе 20 детей, вам всегда приходится ждать одного, потому что он такой, какой есть", — говорит она с улыбкой. Конечно, семьи научились с этим жить, но не все и не везде.
Поэтому Зане начала усиленно искать, чем бы занять этих детей. У них так много энергии и интересов. "Но я ничего не нашла. Тогда мы сами создали три кружка — спортивный, музыкальный и изобразительного искусства".
Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.
Пожалуйста, подождите!
Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...
Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv