
Почему депутаты даже не читают законы, по которым голосуют? Зачем новичков Сейма приглашают на беседу в посольство США? Где прячутся во время неприятных голосований опытные слуги народа? Как происходит раздача слонов и подарков? Один из бывших сотрудников Сейма рассказал порталу Delfi о том, как на самом деле живет избранная народом Латвии великолепная сотня.
Как стать депутатом?

- У человека с улицы, безо всякой принадлежности к политическим кругам, попасть в Сейм шансов нет. Для начала надо стать своим человеком в определенной партии, у которой есть шанс собрать больше пяти процентов. Понятное дело, что эти крупные партии всякий раз на корню зарубают саму идею, чтобы хоть часть депутатов избиралась по одномандатным округам. Ведь именно на партийном уровне идет первый отсев нужных и ненужных людей.
Избирательные списки для разных округов составляются весьма грамотно — туда кроме самых влиятельных членов партии попадают лишь те люди, за которыми потенциально стоит большая группа избирателей или какие-то нужные той же партии структуры. Среди них будут руководители спортивных обществ, крупных неправительственных организаций. Скорей всего, эти люди в итоге не попадут в Сейм, но они призовут стоящих за ними людей отдать голоса за список данной партии.
Латвия — страна небольшая, но электорат довольно специфичен и раздроблен по интересам, национальной принадлежности, социальным слоям и географическому положению. Выборные списки составляются по принципу паззла — из разноплановых людей, за которыми стоят разные группы избирателей. Но, даже вбухав энную сумму в рекламу, малоизвестному в широких кругах персонажу нереально за полгода-год попасть в Сейм. А с тех пор как расходам на рекламу установили низкий потолок (лимит предвыборных расходов партий — 422 997 евро, если списки кандидатов подаются во всех избирательных округах — прим. Ред.), шансы попасть в политику у новых людей — еще меньше. А значит, свежей крови ждать не приходится.
Большинство жителей Латвии — это женщины, и голосуют они преимущественно за мужчин (отфотошопленных до неузнаваемости в рекламных буклетах), а потому нет ничего удивительного в том, что в большинстве списков мужчин больше. Ну, может, за исключением "Единства", где дамочки все больше рулят.
Конечно, реклама имеет значение. Но иногда на выбор людей влияют самые неожиданные факторы. Допустим, для списка "русской партии" прохождение латышской фамилии — редкая удача. Разумеется, кроме, всем известных латышей вроде Урбановича или Адамсона. Капитану Акуле, вообще, достаточно хоть раз за срок выступить в СМИ с хлесткой фразой — и он, считай, сделал себе следующие выборы. В списках националов я что-то не припомню русских фамилий "в законе".
Депутаты коалиционных партий особо не напрягаются в предвыборных разъездах по городкам и селам. Зачем им встречаться с избирателями, выслушивать море просьб, если у них в руках — административный ресурс. Их имена и так у всех на слуху. Говорить о том, что в наших общественных СМИ происходит реальная ротация спикеров не приходится. Ну, пригласят руководителя какой-то общественной организации раз в год, а остальное время — все распиаренные и знакомые лица. Повестку дня задают определенные СМИ и работающие в них журналисты, которым достаточно даже к позитивной новости подобрать твой неприятный портрет, и вот уже люди обсуждают твое лицо, а не на новость.
Поездки по избирательным округам — это для новичков и малоизвестных. Они достаточно эффективны для обаятельных и харизматичных людей, умеющих, грубо говоря, зубы заговаривать и способных одним видом вызвать минимальную эмпатию. Встречи с избирателями обычно организуют партийные ячейки на местах — готовят почву и людей во дворах, школах, Домах культуры, ставят палатки в людных местах… Нелегкая это работа! Как начнет одинокая бабулька излагать будущему депутату всю свою жизнь часа на полтора… Он ей поддакивает, а сам думает: вот как можно за один голос так выносить мозг. Это как в спортивном ориентировании: тебе дают карту с кучей отметок, ты бежишь, ищешь, а в какой-то момент понимаешь, что сил уже нет и время на исходе…
В тех же США, на которых мы так любим равняться, выборная система работает по-иному. Конгрессмены (представители округов) у них выбираются раз в два года — практически нон-стоп. Они должны постоянно встречаться с людьми, узнавать их проблемы, отчитываться о проделанном — иначе не выберут. И они принимают правила игры. Как результат, процентов 80 попадает обратно на свой пост.
- 1. Депутаты: надо быть одиноким латышским евнухом, лучше — йогом
- 2. Работа: законы тупо не читают, в топе обсуждений — интересы депутатов
- 3. Скрытые механизмы: опытные депутаты отсиживаются в туалетах
- 4. Партии: сегодня скажут в глаза одно — завтра другое, даже не сморгнут
- 5. Деньги: на такое да за такие зарплаты толковые люди не позарятся
- 6. Система: кто бы ответил, зачем нам сто слуг народа, может, достаточно 40-50?