Уж неделя минула с выборов, а вопросы не кончаются. Вернее один и тот же вопрос: почему с таким треском на муниципальных выборах проиграла партия ЗаРЯ?
Ну, как же такое может быть? Ведь всего год с небольшим назад ее харизматичный лидер Владимир Линдерман поставил страну на уши, собрав на Референдуме за русский языкаж 273 ТЫСЯЧИ голосов … А на выборах в Рижскую думу его партия набрала всего 774 ЕДИНИЦЫ голосов. Куда подевались сотни тысяч сторонников? Или их уже ни капельки не интересует русский язык и борьба за него?
Дежурный ответ таков: беднягу Линдермана лишили возможности выступать на ТВ и в прессе. Продажные СМИ были на корню скуплены богатым Центром Согласия, и пиарили только Ушакова. Линдерману слова не дали. Вот потому-то ЗаРЯ и проиграла.
Простите, друзья, но это — "отмазка". Конечно, медиа-ресурс партии ЗаРЯ был много меньше, чем у ЦС, но известность Линдермана в нашей стране ничуть не меньше, чем у великого Центра Согласия. Не верите — попробуйте остановить на улице 10 человек и спросить, кто такой Линдерман, и что такое партия ЗаРЯ?
Для сравнения можете спросить, знают ли они, что такое партия, скажем, "Альтернатива"? Или партия с длинным и трескучим названием "Vislatvijas Sociāldemokrātu kustība "Par Neatkarīgu Latviju!", Latvijas kustība "SOLIDARITĀTE"? Кстати, а вы-то сами знаете, что это за партии такие? По секрету скажу: первая — это новый проект депутата Европарламента Александра Мирского, а вторая — очередной проект Юры Журавлева (помните его партию "Родина"?).
Так вот, эти две партии набрали на выборах голосов примерно столько же, сколько и партия ЗаРЯ, то есть — ноль. А ведь известность линдермановской ЗаРИ — в тысячи раз выше, чем у них. Прошлым летом я шел вместе с Владимиром Ильичом по центру города. Это было нелегко, поскольку чуть ли не каждый третий прохожий кидался жать ему руку: "Володя, мы с тобой!". О такой популярности нынешний мэр Нил Ушаков, когда впервые баллотировался в Думу 4 года назад, даже и мечтать не мог.
Куда же делись эти люди, которые кидались навстречу Линдерману с распростертыми объятьями? Почему они не проголосовали за ЗаРЮ? Забыли напрочь? Вряд ли. Значит, не в медиа-ресурсе дело, не в недостатке раскрутки и популярности. А тогда в чем? Мое мнение — в ошибках. Причем, ошибках системных.
Три системные ошибки
1) На Референдуме за русский язык избиратели голосовали за Идею. Причем, идею протестную, идею-фронду. Они голосовали даже не за русский язык: всем изначально было понятно, что на этом референдуме победить невозможно. Нелатыши своим голосованием за русский язык хотели демонстративно плюнуть на доставшую национальную политику этого государства, на все ее интергации-ассимиляции.
И плюнули дружно и смачно — благо, слюны за 20 лет накопилось полный рот. И вот первая ошибка Владимира Линдермана заключалась в том, что он решил конвертировать этот "плевок" в конкретные думские кресла. А голый протестный негатив — в "плюсы" не конвертируется. Протест самодостаточен.
2) Впрочем, популярность самого Линдермана после Референдума была столь высока, что если бы он пошел ЛИЧНО на какие-нибудь выборы, то на волне всенародной любви, пожалуй, мог бы и пройти. Кое-какие избиратели проголосовали бы за него из чувства благодарности: за то, что дал им возможность выразить свой протест, да еще и объединил такую кучу народа.
Но Линдерман на выборы по понятной причине сам пойти не смог — поставил в список своих "представителей". А вот тут уже избиратель недоуменно развел руками: "Вова, мы тебя-то лично уважаем, но причем тут какие-то Гирс с Бердниковым? Может, они и хорошие люди, но их на Референдуме не стояло…" Это была вторая ошибка Линдермана.
3) Ну, и главная ошибка — это вообще переквалификация Общественного движения "За Родной Язык" в партию. Во-первых, общественное движение МОЖЕТ быть делом одной идеи, а партия — нет. У партии должна быть Программа, охватывающая все стороны жизни. Но и это — не главное, в конце концов, Программа — дело наживное.
Однако, давайте вспомним начало ноября 2011 года, когда начался "большой" сбор подписей за Референдум. Всесильный мэр Нил Ушаков сначала заявил, что не станет его поддерживать, а потом в конце первой недели (а именно — 7-го ноября) вдруг выступил с поддержкой. Почему? А просто Нил понял, что если Линдерману не удастся собрать необходимых 154 тысячи подписей, народное недовольство обратится на него, как "предателя русских". Линдерман просто ЗАСТАВИЛ его поддержать Референдум. В тот момент Линдерман был сильнее Ушакова. Потому, что Движение ОДНОЙ идеи с таким уровнем поддержки — сильнее любой партии.
Главная ошибка Линдермана, что, будучи лидером Общественного движения с такой силой (273 тысячи голосов на Референдуме), он добровольно сдал свои позиции, став обычным "партейцем", которых у нас — как грязи. От Журавлева — до Мирского. И потому, как и положено в межпартийной борьбе, он получил на свою голову и ушат грязи, и игнор со стороны спонсоров, и пару пинков под зад от СМИ. А на что он надеялся? Что его будут носить на руках? На руках, ув. Владимир Ильич, носят только беспартийных. Да и то недолго.
И дело даже не в том, что Линдерман пошел играть не на своем поле, а в том, что из "Рыцаря нашего достоинства", латвийского Че Гевары он решил переквалифицироваться в управдомы. А много ли народу захотят иметь Че Гевару в управдомах? Не много. Конкретно по Риге — 774 человека. В управдомах все-таки лучше — Остапы Бендеры. Если выбирать.
А если все-таки…
А теперь давайте представим, что партия ЗаРЯ прошла бы в Думу. Тут есть два варианта. Первый — она прошла бы по минимуму — 4-5 депутатов. Понятно, она бы сидела в глухой оппозиции. И чем бы ее депутаты там занимались? А ничем! Я уже побывал в Думе в составе ЗаПЧЕЛ — тоже в глухой оппозиции. Более бессмысленного времяпровождения я в своей жизни не припомню.
В решении хозяйственных вопросов ты не участвуешь, поскольку от твоего голосования НИЧЕГО не зависит. Все существенные темы правящая коалиция решает между собой и голосует по команде. А политических вопросов (гражданство, язык, образование), где можно было бы хотя бы публично высказать свое мнение, там просто НЕ БЫВАЕТ. Они — ВНЕ КОМПЕТЕНЦИИ муниципалитета. Даже язык на табличках — вне компетенции Думы. За 4 года моего торчания в Думе таковых "интересных вопросов" не поднималось НИ РАЗУ.
Второй вариант: ЗаРЯ получила бы 9-10 депутатов, отъев их от Центра Согласия (а от кого ж еще?). В этом случае, ЦСу пришлось бы искать партнера для коалиции. Кого? ЗаРю? Это — невозможно. Хотя бы потому, что в списке ЦС/ЧСР присутствуют депутаты от ЧСР, партии, у которой электорат — латыши. И даже если бы депутаты от ЦСа приняли решение взять в коалицию ЗаРю, ЧСР из блока немедленно бы вышел. Депутаты от ЧСР — не самоубийцы, они понимают, что их электорат союза с "линдермановцами" не простит…
И что в результате? А в результате: следующие 4 года Ригой правили бы довольные и счастливые элерты с броками.
Собственно, потому, при всем уважении к Владимиру Ильичу Линдерману, я голосовал за ЦС. И думаю, остальные — тоже.