Россия не умрет — коммунизм умрет! С этой мечтой жила русская эмиграция в межвоенной Латвии. В 1920-х годах Латвия превратилась в форпост борьбы за "другую Россию" — и в этой борьбе были хороши все средства, от пропаганды до терроризма. Латвийские власти официально были против, но не свирепствовали. СССР делал все, чтобы добить врагов.
С прибытием первых потоков белоэмигрантов приграничная Латвия превратилась в площадку для продолжения гражданской войны в России. В начале 20-х многие жили здесь с мыслью, что это временно: мы не повержены — мы только отступили, сейчас залижем раны, нас снова поддержит Антанта, и мы добьем большевиков. Или — в России начнутся крестьянские бунты, восстания рабочих, взбунтуются военные в Красной армии, и советская власть рухнет сама собой.
Эти надежды были не совсем беспочвенными: в 1921 году восстали матросы Кронштадта. Еще немного, и пала бы цитадель революции. Вспыхнуло Тамбовское крестьянское восстание, для подавления которого Красная армия использовала отравляющие газы. Если бы внутреннее недовольство послевоенной голодной и холодной жизнью превратилось в глобальное противостояние, а эмиграция и Антанта пришли на помощь — все могло бы измениться.
Для поддержания боевого духа, сохранения армейской структуры и иерархии на территории расселения эмиграции был создан Русский общевоинский союз (РОВС). В Латвии действовал его нелегальный филиал. Параллельно многие эмигранты участвовали в деятельности других подпольных и полулегальных организаций. Все лишь ждали боевого клича, чтобы мобилизоваться в решающий момент.
Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.
Пожалуйста, подождите!
Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...
Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv