Foto: Māris Morkāns

Уже более десяти лет Борис Зимин оказывает финансовую поддержку Алексею Навальному. Именно он оплатил самолет, на котором в августе прошлого года отравленного лидера российской оппозиции эвакуировали на спасение в германскую клинику. Кроме того, Зимин оказывает содействие независимым журналистским проектам. Основанный его отцом фонд способствует развитию науки — он стал одной из первых организаций, которую в России признали "иностранным агентом". Зачем бывший успешный российский предприниматель всем этим занимается, каким видит настоящее и будущее России и что его привело в Латвию — об этом Зимин рассказал в интервью порталу Delfi.

Юрмала — редкое место, где в одно время, в одном ресторане, без всяких "Новых волн" и иных специальных событий, совершенно не сговариваясь и по отдельности, могут решить отобедать сразу три заметных представителя российского общества: бывший вице-премьер правительства России и глава Международной шахматной федерации Аркадий Дворкович; бывший главный редактор издательского дома "Коммерсантъ" и продюсер проекта "Гражданин поэт" Андрей Васильев и бизнесмен-филантроп Борис Зимин. Если первых двух в Юрмале приходилось встречать и раньше (интервью — тут и тут), то Зимин возник посреди жаркого латвийского лета, как снег на голову…

Исходное состояние династии Зиминых — созданная в начале 90-х ученым-радиотехником Дмитрием Зиминым российская компания сотовой связи "ВымпелКом" — торговая марка "Билайн". Дорастив к 2001 году число абонентов до 2,5 миллионов, а выручку до полумиллиарда Зимин-старший продал свой пакет акций холдингу "Альфа-групп", пообещав оставить наследникам лишь десятую часть состояния, а 90% пустить на благотворительность. Для этого он основал и возглавил Фонд некоммерческих программ "Династия", пожелав выделять на поддержку и популяризацию российской науки по 10 млн долларов в год.

Его сын Борис с детства увлекался техникой — мотоциклами и автомобилями. Многие годы участвовал в профессиональных автогонках. Параллельно управлял деньгами отца и активно занимался благотворительной деятельностью Фонда. С 2011 года Борис стал самым крупным публичным спонсором Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией, автора множества громких расследований об источниках происхождения богатства околовластных чиновников. В знаменательный 2014 год Борис Зимин также основал Фонд "Среда", чтобы поддерживать независимые от власти средства массовой информации.

Еще в феврале 2015 года Зимин-старший был награжден премией Министерства oбразования и науки Российской Федерации — "За верность науке". А в мае того же года фонд "Династия" включили в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Зимина такой титул оскорбил, многие известные люди осудили это решение министерства юстиции России. В 2016 году, Дмитрий и Борис Зимины создали фонд Zimin Foundation, который поддерживает образование и науку в разных странах мира…

"Как относитесь к титулу 'спонсор Навального'?" — "С сожалением!"

- Борис, вы какими судьбами в Латвии?
- Я тут бываю. Привлекают природа, атмосфера, детские воспоминания времен, когда с родителями приезжал на отдых, потом, уже более взрослым, но тоже в советское время, участвовал в автогонках на трассе в Бикерниеки и Пярну. Для моих родителей, которые приехали сюда на лето, важна возможность общения на русском языке. К тому же в тех краях, где мы обосновались, сейчас слишком жарко.

- Это где?

- На Кипре. Тут мы эпизодически. К примеру, в прошлом году в локдаун все было немного сумасшедше, а Рига случайно оказалась доступна — я тут тоже какое-то время провел. Может, буду приезжать чаще. Но пока не загадываю…

- Вас часто называют "спонсором Навального". Как к этому относитесь?

- С сожалением. В этом нет ничего великого. То, что это привлекает такое внимание, лучше слов говорит: политическая деятельность в России опасна настолько, что мало кто решается признаться даже не в участии, а в пожертвованиях, — это очень грустно. Я, в сущности, делаю очень немного: поддерживаю деньгами. Что касается лично Алексея (Навального), то да, как-то так получилось, что я его главный финансовый спонсор, но это какая-то ситуативная случайность.

- Поддерживаете ли вы сейчас семью Навального?

- Поддерживаю. Вместо Алексея, который в тюрьме. К сожалению, ничего специального для вызволения его из тюрьмы делать не умею.

Этично ли финансировать независимых журналистов?

- Насколько для вас принципиально не скрывать имена тех, кого вы поддерживаете?
- Мне нечего скрывать — я не делаю ничего не законного и неправильного.

- Возможно, не все участники оппозиции хотят, чтобы знали их источники финансирования.

- В данном случае все ровно наоборот: и ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), и Алексей, которого я поддерживаю 11 лет, построили свою деятельность на принципах открытости. Мы и познакомились, обсуждая тему, а как вас, ребята, поддерживать — куда сдавать деньги? Я говорил: все здорово, но вы — публичный политик, и у людей не должно оставаться вопросов ни об источниках личных доходов, ни,- тем более,- об источниках финансирования политической деятельности… Зашла речь про "крудфандинг", "донейшены" — стало ясно, что надо строить прозрачный фонд с полной отчетностью. После этого разговора и появился ФБК. Я — один из многих, кто стал их финансировать — это было ок для меня и важно для Алексея.

На какие еще вопросы ответил Борис Зимин в интервью порталу Delfi:

  • Как идет выбор, кого поддерживать и кто достоин доверия?
  • Как важно не скрывать имена тех, кто получает финансовую поддержку?
  • Не ставит ли поддержка журналистов в зависимость?
  • Для чего все это надо Борису Зимину?
  • Почему Зимин и Ходорковский не стали финансировать проект Meduza?
  • Что теперь, когда Meduza получила статус "иностранного агента" и лишилась большинства рекламодателей?
  • Для чего в России создан механизм "иностранного агентства"?
  • Закрытие российских телеканалов в Латвии и борьба с независимыми СМИ в России — это то же самое?
  • Какие ценности у Европы и России? Почему они продолжают делать дела вместе?
  • Мог бы Навальный стать президентом России? Какая цель его борьбы?
  • В чем она, "русская идея"? И что надо народу России?
  • О чем говорит прошлое участие Навального в "Русском марше"?
  • Так была ли Россия "страной Бориса Зимина"? И когда начала ею не быть?
  • Если не Путин, то кто? А он будет лучше?
  • Была ли история с отравлением неожиданностью?
  • Какая теперь судьба ждет оппозиционное движение России? А Россию?
  • Соединенные штаты Европы — единственная судьба Латвии?
  • Могло ли в Беларуси (без "Майдана") все развернуться по-другому, чем в России?
  • Кризис Covid-19 может переиграть процессы в Восточной Европе?
  • Выпустят ли Навального и что дальше?посреди жаркого латвийского лета, как снег на голову.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!