Это кто у нас такой злой, что готов уничтожить еще недавних единомышленников? Режиссер Алвис Херманис предложил искать ответ в своей новой постановке "Господь с тобой, ты, бедный страдалец!" ("Lai Dievs stāv tev klāt, tu, nabaga cietēj!") по пьесе "Палачи" от британо-ирландского режиссера и драматурга Мартина Макдоны, известного широкому зрителю как автор фильмов "Залечь на дно в Брюгге" и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури".
…Последнее не по-осеннему солнечное утро. Мимо трамвайной остановки на Гертрудес с блаженной улыбкой на велосипеде проезжает актер Андрис Кейшс. Он — само добро и дзен. "Labrīt!" - "Привет!" Кейш едет в Новый рижский театр — играть палача...
"Мы выбрали этот спектакль, потому что в нашей любимой Латвии последнее время очень актуально всем за всеми тщательным образом присматривать, всех контролировать и, конечно же, немедленно наказывать. Желательно, чтобы после этого он не поднялся и смирился", - сообщил в анонсе своего спектакля Алвис Херманис.
Не тут-то было! Сам режиссер смиряться, молчать и залегать на дно не намерен. Да и все вакансии на дне уже заняты. За последних несколько месяцев Херманис разоблачил намерения Латвийского телевидения "защитить в двуязычие" и легкомысленность режиссера Элмара Сенькова, вообразившего, что Латвия - "двухобщинное государство". Напомнил, что местные русские так и не сообщили, "на чьей они стороне", а "левые и прогрессивные" только и мечтают, чтобы "расстрелять мыслящих иначе".
Успешно разоблачен и заговор шайки театральных критиков, которые "меряют деятелей искусства по их политическим взглядам, а не по профессионализму" - ответ на их действия зашифрован в постановке "Господь с тобой, ты, бедный страдалец!".
Своей интерпретации "Палачей" режиссер также взялся ответить на вопросы:
В чем та великая нетерпимость, которая охватила наше общее пространство?
Откуда эти агрессивность и ненависть, которые заселились во многих людях, еще вчера бывших единомышленниками?
Почему мы с таким азартом бросаемся убивать друг друга, даже не замечая, что делаем?
Актуальность поставленных задач Алвис Херманис иллюстрирует скорбной латвийской статистикой, собранной в театральной программке…
О чем пьеса "Палачи"?
В 1964 году в Англии отменили смертную казнь. Не обращая внимания на привычные крики о невиновности, палач Гарри Уэйд предлагает расслабиться (и получить удовольствие?) последнему приговоренному и дать спокойно выполнить свое дело. Толком не отряхнув прах с элегантного английского костюма, в новой жизни Гарри ловко орудует пивными кранами своего паба, попрекает "кислой миной" свою дочь-подростка и отпускает грубые шуточки с завсегдатаями-выпивохами…
Он никак не скрывает свое прошлое, даже гордится. Он не спешит разглашать подробности зашедшему за сенсацией журналисту. Но тому удается задеть палача за живое — раз уж он намерен играть в молчанку, то придется брать интервью у предпоследнего палача. Благо тот — настоящая легенда Англии Альберт Пьерпойнт (исторический персонаж, в спетакле его играет Гундарс Аболиньш). Он палач потомственный — унаследовал профессию у отца и дяди. В его CV около 600 казней, в том числе — пара сотен нацистских преступников и один личный друг. Ремеслом Пьерпойнт владел виртуозно — хрясь и пополам… В общем, есть что рассказать.
Гарри такого унижения снести не в силах, язык развязывается — он выдает акуле пера щедрую порцию сенсаций, по ходу стараясь принизить заслуги коллеги, которому сам когда-то ассистировал… А тем временем обстоятельства жизни семьи Гарри складываются в доказательство: бывших палачей не бывает.
Читать далее:
О чем напоминает Алвис Херманис в театральной праграммке
Интерпретация "Палачей" от Херманиса: "А у вас - лицо белое!"
Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.
Пожалуйста, подождите!
Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...
Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv