Foto: Kadrs no video/YouTube

Каждый день Z-поэты и музыканты ноют. Их стихи, песни, фильмы никто не хочет смотреть. На концерты не зовут — вместо них по сцене прыгает Элджей в компании иноагента Моргенштерна, а в чартах царит недавно еще опальная Инстасамка. Неужто заговор?

Все куда проще. Z-культура, порожденная полномасштабной войной в Украине, не породила ничего по-настоящему знакового. Что вы можете вспомнить помимо песни "Я русский" (к ней мы еще вернемся)? Скорее всего, ничего. Многие из вещей, которые выпускают поддерживающие Москву в войне музыканты — это такие хиты для внутреннего пользования. 

В афганскую войну дембеля пели "Прощайте горы, вам видней". В чеченскую были армейские хиты вроде "В Моздок я больше не ездок". Так и сейчас есть множество песен, которые обычному слушателю даже в России — хотя, казалось бы, воюющая страна — ничего не скажет. "Вставай, Донбасс!" — это разве что мем в тиктоке. "Лето и арбалеты" Акима Апачева — бедовая поп-песня, совершенно никудышная без контекста. Я вполне себе представляю бывших участников вторжения в Украину, которые через лет 10 будут под дешевый синтезатор петь все те же песни у станций метро в Петербурге, как это делают люди, похожие на ветеранов Афганистана.

Это музыка мобилизационного толка: призывающая, восклицающая и глубоко перепахивающая. Ей сложно соперничать с не такими назойливыми и настойчиво призывающими занять какую-то позицию в войне поп-хитами из чартов "ВКонтакте" — а там царят Анна Асти, певец Макан и та же Инстасамка, которой любая опала нипочем. "Вот он я, смотри! Шрамы на лице моём сотри! Вот, мой щит и меч! Я иду, чтоб - жизнь твою сберечь!", — обращается к неизвестному слушателю вокалист группы "Зверобой" в песне "Моя родина возвращается".

Далекий от войны и политики слушатель не может найти в этом тексте себя: его не надо сберегать — ему хочется танцевать. "Ну что, солдат, тебе снова в бой — оглянись, твоя страна за тобой!", — кричит Вадим Самойлов в своей свежей песне "Что дальше". И что дальше, непонятно. Размер провоенного большинства неизвестен. И нужны эти песни оказываются только условному "солдату", хотя и он порой предпочитает музыку совсем безыдейную вроде поп-фрешвуман Мейби Бейби. А другие слушатели в солдаты не рвутся и страны ни за собой, ни под собой не чувствуют.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī vai vai Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!