Почему кому-то кажется, что Шаман — русская культура?
Fоtо: Kadrs no video/YouTube

Каждый день Z-поэты и музыканты ноют. Их стихи, песни, фильмы никто не хочет смотреть. На концерты не зовут — вместо них по сцене прыгает Элджей в компании иноагента Моргенштерна, а в чартах царит недавно еще опальная Инстасамка. Неужто заговор?

Все куда проще. Z-культура, порожденная полномасштабной войной в Украине, не породила ничего по-настоящему знакового. Что вы можете вспомнить помимо песни "Я русский" (к ней мы еще вернемся)? Скорее всего, ничего. Многие из вещей, которые выпускают поддерживающие Москву в войне музыканты — это такие хиты для внутреннего пользования. 

В афганскую войну дембеля пели "Прощайте горы, вам видней". В чеченскую были армейские хиты вроде "В Моздок я больше не ездок". Так и сейчас есть множество песен, которые обычному слушателю даже в России — хотя, казалось бы, воюющая страна — ничего не скажет. "Вставай, Донбасс!" — это разве что мем в тиктоке. "Лето и арбалеты" Акима Апачева — бедовая поп-песня, совершенно никудышная без контекста. Я вполне себе представляю бывших участников вторжения в Украину, которые через лет 10 будут под дешевый синтезатор петь все те же песни у станций метро в Петербурге, как это делают люди, похожие на ветеранов Афганистана.

Это музыка мобилизационного толка: призывающая, восклицающая и глубоко перепахивающая. Ей сложно соперничать с не такими назойливыми и настойчиво призывающими занять какую-то позицию в войне поп-хитами из чартов "ВКонтакте" — а там царят Анна Асти, певец Макан и та же Инстасамка, которой любая опала нипочем. "Вот он я, смотри! Шрамы на лице моём сотри! Вот, мой щит и меч! Я иду, чтоб - жизнь твою сберечь!", — обращается к неизвестному слушателю вокалист группы "Зверобой" в песне "Моя родина возвращается".

Далекий от войны и политики слушатель не может найти в этом тексте себя: его не надо сберегать — ему хочется танцевать. "Ну что, солдат, тебе снова в бой — оглянись, твоя страна за тобой!", — кричит Вадим Самойлов в своей свежей песне "Что дальше". И что дальше, непонятно. Размер провоенного большинства неизвестен. И нужны эти песни оказываются только условному "солдату", хотя и он порой предпочитает музыку совсем безыдейную вроде поп-фрешвуман Мейби Бейби. А другие слушатели в солдаты не рвутся и страны ни за собой, ни под собой не чувствуют.

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !