Кто пересадит сердце старушке? Жемчужина Курляндии — замок Казданга — ищет нового хозяина
Fоtо: Viesturs Radovics/DELFI

Несмотря на то, что нынешняя зима оказалась довольно теплой, центральное отопление все равно не в состоянии обогреть огромный замок Казданга в Курземе, построенный в начале XIX века. Солвита Январе, заведующая музеем Казданги, показывает термометр — в ее кабинете всего +14 градусов, поэтому ей приходится ходить греться в библиотеку. В других помещениях дворца гораздо холоднее. Скоро весь музей переедет в новое помещение рядом с библиотекой, а дворец Казданга останется пустым. Самоуправление пока не знает, как управлять историческим зданием, чтобы оно не пришло в упадок, и что с ним будет дальше.

Каздангский замок был построен в 1800 году в классическом стиле Иоганном Георгом Адамом Берлицем, который также спроектировал Межотненский, Елейский и замок в Дурбе. Как отмечает в своей книге "Kāda Danga Kurzeme" педагог и краевед Альфред Лея, Каздангский замок — один из крупнейших монументальных замков не только в Курземе, но и во всей Латвии.

Планировка дворца описана так: "На первом этаже находились кухня, столовая, комната для слуг, гардеробные, архив, кабинет, молитвенная комната. На втором этаже находились балконная зала, буфет, ванная, библиотека, банкетный зал, семейная комната, кабинеты, будуар, комната для слуг, столовая. На третьем этаже, в правом крыле, в одном углу жил сам барон, в другом — баронесса. Ванная комната соединяла эти два помещения. Рядом с комнатой баронессы находились гардеробная и будуар, где она никого не принимала, даже видных общественных деятелей. Затем были детская, гардеробная. Балкон для музыкантов, гостиная и гардеробные".

Обиженный помещик

С 1895 года замок принадлежал Карлу Вильгельму фон Мантейфелю, маршалу округа Айзпуте, который до революции 1905 года был известен как довольно либерально настроенный дворянин.

"Увлеченный идеями социал-демократии, он пытался проводить в своем имении различные демократические преобразования и меры социального обеспечения. Он поддерживал дружеские отношения с землевладельцами-латышами и слугами в имении, построил очень удобные для того времени помещения для прислуги и охотно поддерживал местных художников (Вильгельм Пурвитис, Иоганн Вальтер). Сожжение замка стало для К. В. фон Мантейфеля не столько материальным, сколько моральным ударом, полностью перечеркнувшим его прежние взгляды. Он резко изменил свое отношение к латышам и Латвии в целом, полностью повернувшись лицом к Германии. Подтверждением тому стали его попытки переселить немецких колонистов в Каздангу", — пишет Дайнис Бругис в своей книге "Historisma pilis Latvijā".

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !