Fоtо: Māris Morkāns

Сегодня Рижский окружной административный суд оставил в силе ануллирование лицензии телеканала "Дождь". В конце июля журналисты уезжают в Амстердам. Портал Delfi попросил журналиста и креативного продюсера телеканала "Дождь" Анну Монгайт прокомментировать последние события, а также подвести итоги жизни в Латвии — как прошел год, что запомнят, что постараются забыть, будут ли приезжать, какие уроки получили и чему стоит поучиться Латвии.

"Свобода слова может быть ограничена в случае нарушения запрета на обращения, угрожающие национальной безопасности или общественному порядку или безопасности" - так Рижский окружной административный суд объяснил свое решение оставить в силе ануллирование лицензии независимого российского телеканала "Дождь" в Латвии.

Оказавшийся в вынужденной эмиграции телеканал "Дождь" начал работу из Латвии летом прошлого года. В декабре решение Национального совета по электронным СМИ (NEPLP) аннулировало его лицензию на вещание в стране. По утверждению главы NEPLP Иварса Аболиньша, на основании заключения Службы государственной безопасности Латвии.

Дополнительными аргументами выдвинули три нарушения "Дождя" во время работы в Латвии: канал показал карту России, в которую входил Крым (ошибку объяснили спешкой), не обеспечил звуковую дорожку на латышском языке (обещали с 1 сентября), называл в эфире российскую армию "нашей армией".

Главный кейс - в эфире журналиста "Дождя" Алексея Коростелева прозвучали слова, которые можно было расценить, как желание помочь мобилизованным военным российской армии: "Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе мы смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на фронте". Вскоре Коростелев, который вел эфир из Тбилиси, был уволен.

В январе "Дождь" обжаловал решение NEPLP о лишении лицензии. Суд прошел 13 июня. Как пояснил адвокат телеканала Эгилс Радзиньш,  главным аргументом защиты было, что фраза Коростелева сама по себе не создавала угрозы безопасности Латвии. "Прерыванием сотрудничества с этим ведущим "Дождь" отмежевался от фразы, четко обозначив свою позицию против войны и режима Путина. В связи с этим нет основания видеть признаки того, что СМИ угрожает безопасности государства", - считает Радзиньш.

Не дожидаясь завершения суда, "Дождь" получил 5-летнюю европейскую лицензию на вещание от медиарегулятора Нидерландов, что позволило каналу вернуться в кабельные сети. При этом до конца сезона большая часть работников осталась в Риге и вещала отсюда.

По оценке "Дождя", действия NEPLP, принимающего неоправданные решения за закрытыми дверьми, могли послужить негативным прецедентом для других СМИ, зарегистрированных в Латвии и вещающих на русском языке. В мае NEPLP наказал штрафом в 8,5 тысяч евро портал TVnet за слово "депортация", а 15 июня семь латвийских организаций СМИ потребовали отозвать Аболиньша с должности. Но он и ныне там.

Основной площадкой телеканала "Дождь" станет Амстердам. В конце июля большая часть редакции покинет Латвию. Как они прожили год в Латвии, что запомнят, что постараются забыть и залечить, будут ли приезжать, какие уроки получили у Латвии и чему она может поучиться у "Дождя".

На какие вопросы отвечала Анна Монгайт:

  • Как оценивать решение латвийского суда?
  • Стала ли Рига домом? По чему будут скучать?
  • Что отличает латвийскую ментальность?
  • Что сделала война России в Украине с травмами 2-й мировой?
  • Почему с "Дождем" расстались, а Радио Свободы в почете?
  • Какие события Латвии попадают на "Дождь"?
  • Осветят ли историю граждан России, лишившихся ПМЖ Латвии?
  • Как Латвия помогает лечить имперскость россиян?

Чтобы продолжить чтение, оформите абонемент.

Пожалуйста, подождите!

Мы подбираем для вас наиболее подходящее предложение подписки...

Loading...

Предложение о подписке не отображается? Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или перезагрузите страницу.
В случае вопросов пишите на konts@delfi.lv

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !