Домогательства к школьнице в клубе интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?"
Девушки подвергались домогательствам не только в лагере K.I.D.
Авторы: Ольга Драгилева, Сармите Гайдуле, Даце Крейере (Латвийское радио)
K.I.D. прекратил свое существование - в отличие от связанного с ним клуба интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?". Там ежемесячно собираются сотни молодых людей. Игры клуба помогал организовывать Дмитрий Бочаров, и именно там он познакомился со школьницей Илоной. Сделали ли организаторы "Что? Где? Когда?" выводы из рассказа Бочарова? Как они отреагировали на ситуацию с другим мужчиной, который, по словам участницы клуба, домогался ее?
Это пятая статья расследования "Обнимашки с лидером". Над расследованием работали журналисты Латвийского радио и Delfi, и оно доступно также в подкасте Dokumentārijs.
Одна из игр "Что? Где? Когда?"
Фото: группа Znatoki.lv в Facebook/DELFI
"Нарисуй на груди зонтик"

Кира (мы изменили имя по ее просьбе) рассказала нам о своем опыте неравных отношений и сексуализированного насилия в клубе "Что? Где? Когда?".

В 2016 году в возрасте 16 лет она начала играть в студенческой лиге клуба и оказалась в компании молодых людей старше себя. Ее сокомандникам было около 24 лет. Кира рассказывает, что вскоре после вступления в клуб один из товарищей по команде, Андрей, начал с ней переписываться. По словам Киры, "он начал писать мне сообщения в стиле “почему мы не познакомились раньше, почему ты не появилась в моей жизни раньше”.

Они начали встречаться. Андрей был не только сокомандником Киры в студенческой лиге, но и тренером ее команды школьной лиги. Кира считает, что в этих отношениях она испытала эмоциональное насилие, и не воспринимает их как равные.

Отношения быстро закончились, но, по словам Киры, почти сразу же она подверглась домогательствам со стороны другого мужчины, старше ее по возрасту, Кирилла Петрова. Он тоже был ее товарищем по команде в студенческой лиге. Кира описывает три эпизода. Один из них произошел в клубе "Что? Где? Когда?" на командной тренировке. Тренировки предназначены для тех игроков "Что? Где? Когда?", кто хочет лучше подготовиться к играм. Как вспоминает Кира, тренировка проходила дома у Андрея - того самого, отношения с которым закончились.
"Мы сидим на кухне, Kирилл смотрит на меня и просит пойти прямо сейчас в туалет, написать у себя на груди букву "з", нарисовать зонтик и скинуть им фотку. Я спросила его - зачем? Он сказал, что собирает буквари из женских грудей. Я попыталась перевести это в какую-то шутку, спросила - вот здесь сидит Илана, почему ты у неё не спросишь? Он сказал, что Иланин муж здесь с нами сидит, что Илане муж не разрешает. Я спрашиваю у других ребят, кто хочет меня взять замуж, поднимает руку один парень и говорит: "Я беру". Продолжая шутку, я говорю: "У меня тоже есть муж, теперь мне тоже нельзя фоткать грудь”, после чего этот парень сказал: “А кто сказал, что я не буду тебе разрешать фоткать грудь, иди и фоткай”. Она отказалась.
В тот момент Кире было 17 лет, и она училась в школе. Она помнит, что люди, которые ее окружали, были студентами в возрасте 24-25 лет. Кира добавляет, что мужчиной, который встал на сторону Кирилла, был Андрей. Никто не стал защищать школьницу: ни ее бывший парень, ни товарищи по команде.

Нам удалось связаться с Андреем. Он не считает, что отношения со школьницей были проблемой и что неформальный авторитет играл какую-то роль, так как формальных полномочий у него не было. Приказ сфотографировать грудь он оценивает как безвкусную шутку.

"Отсоси у меня, чего тебе стоит"

Кира утверждает, что Кирилл несколько раз домогался ее в присутствии других людей. Она описывает еще два эпизода. Во время игры (она проходила не в рамках ЧГК, но играли участники клуба) Кирилл подошел к Кире сзади и без предупреждения засунул руки в ее лифчик. По словам Киры, присутствующие члены команды никак не отреагировали и не сделали Кириллу замечание.

Второй эпизод произошел в баре, когда команда праздновала второе место в студенческом чемпионате. Кира в это время еще училась в школе.
"Кирилл берет меня за руку и ведёт куда-то по коридору. Я в том месте была в первый раз, поэтому я не знала, куда ведёт коридор. Оказалось - в туалет. (...) Он ставит меня перед собой, начинает очень сильно давить и пытается заставить встать на колени. Когда я спрашиваю: “Что ты делаешь?”, он говорит: “Отсоси у меня, чего тебе стоит”. Я говорю, что я не буду этого делать, пытаюсь сопротивляться, он меня не пускает, крепко держит за плечи, очень сильно на меня давит. По сути, он продолжает повторять одно и то же: “Это будет быстро, чего тебе стоит, просто отсоси, это же просто минет, чего ты ломаешься”, - вспоминает Кира.
В этот момент в туалете находился еще один игрок "Что? Где? Когда?", но он, уходя, только рассмеялся, вспоминает девушка. Кире удалось вырваться, и на следующий день она написала Кириллу о случившемся. Молодой человек ответил: "Я не помню, но sounds like me (перевод: "это похоже на меня")". У авторов есть скриншот этой переписки.

Кира вспоминает, что Кирилл продолжал писать ей в течение нескольких месяцев, присылал в том числе и сообщения сексуального характера, звал ее на встречу. Она помнит, что внимание Кирилла прекратилось ровно в день ее 18-летия.

Авторы расследования позвонили Кириллу. Он заявил, что ничего не помнит, а эпизод в туалете объясняет тем, что он был пьян. "Ей незачем врать. Я просто не помню, ничего не могу сказать по этому поводу. (...) Я был пьян, нехорошо получилось, что еще я могу сказать?" - говорит он.

Долгие годы Кира не понимала, что с ней произошло. В то время неопытная школьница воспринимала эти инциденты как знак внимания со стороны мужчин. В декабре прошлого года она поняла, с чем столкнулась и сразу же обратилась к руководству "Что? Где? Когда?".
Константин Чекушин на одной из игр "Что? Где? Когда?" в TSI

Фото: группа Znatoki.lv в Facebook
"Люди меняются"

Основатель клуба и до недавнего времени председатель правления и комитета по этике "Что? Где? Когда?" - Константин Чекушин. Он также является депутатом Рижской думы от партии "Согласие". Кира описала ему те же три эпизода, что и нам. В интервью Delfi и Латвийскому радио Чекушин заявил, что Кирилл во всем признался: "Даже проверять не пришлось (...) Он сам сказал: "Да, все было. Все, что она сказала, да. К сожалению".

На вопрос, как он сам оценивает произошедшее, Чекушин сказал: "Это было насилие". Но на вопрос, считает ли он, что это можно назвать "сексуализированным насилием", он отвечает: "С признаками - да".

Комитет по этике "Что? Где? Когда", который возглавляет Чекушин, принял решение отстранить Кирилла от участия в играх на один сезон. Публично об этом решении было объявлено только в мае этого года, по окончании игрового сезона - Кирилл не играл, но публично не объяснялось, почему. Источники, пожелавшие остаться неизвестными, утверждают, что даже не все организаторы знали о том, что Кирилл не допущен к участию.

Для Киры больнее всего, что Кирилл вернулся: "Я им сказала, что если Кирилл вернется, то уйду я. Они сказали, что для того, чтобы Кирилл был навсегда отстранен от участия в играх, должен быть "рецидив".

По словам Чекушина, он разговаривал с Кириллом, и новых сообщений о его проступках не поступало. "Люди меняются", - говорит Чекушин. Он считает, что Кирилл изменился.
Чекушин: "Мы отреагировали добросовестно и адекватно"

Действия Кирилла - не единственный случай домогательств в рамках клуба "Что? Где? Когда?". Напомним, что Дмитрий Бочаров приметил школьницу Илону во время игр школьной лиги.

В прошлом году, после того как несколько девушек рассказали в социальных сетях об опыте, связанном с лидерами K.I.D. и с самим Бочаровым, он ушел вышел из числа организаторов ЧГК. Руководство клуба опубликовало в социальных сетях заявление, в котором обещало переработать этический кодекс и подготовить правила поведения организаторов и тренеров.
Организаторы публично объявили, что Бочаров в дальнейшем не будет участвовать в организации "Что? Где? Когда?"
Обещали также регулярно проводить профилактические, обучающие занятия для молодежи. Прошел почти год - было проведено одно занятие, на котором присутствовало шесть молодых людей. Новых занятий пока не планируется, и Чекушин считает, что если пришло всего шесть человек, то это хорошо. Можно сделать вывод, что у других таких проблем нет.

После случаев с Бочаровым и Петровым клуб не стал проводить активное расследование их деятельности, чтобы выяснить, есть ли еще пострадавшие девушки. Чекушин также сообщил, что клуб не намерен вести просветительскую работу о допустимых границах для организаторов, лидеров, игроков студенческой лиги. В октябре, спустя 10 месяцев после скандала вокруг K.I.D. и жалобы Киры на Кирилла, на сайте клуба "Что? Где? Когда?" появились обещанные правила.
Слева: Бочаров во время игры "Что? Где? Когда?"
Справа: Бочаров и Чекушин во время игр 2020 года
Фото: скришот неофициальных групп Znatoki.lv и K.I.D. в Facebook
Для Чекушина или организаторов клуба не существует определенной модели поведения, как можно и как нельзя взаимодействовать с молодыми людьми, какие прикосновения допустимы, а какие нет. По его мнению, регулировать такую сферу невозможно.

Лига Берзиня, педагог и руководитель сайта uzvediba.lv, считает иначе. Она отмечает, что культура прикосновений - проблема, которая подробно рассматривается на международном уровне.

"Обычно считается, что прикосновение - это как рука к руке, (...) что мы можем дотронуться до руки или плеча (...). И с педагогами много дискуссий о том, что мы не обнимаем детей. Есть дети, которые хотят, чтобы их обнимали. Есть дети, которым нужно объяснить - "послушай, я знаю, что ты хочешь ласки, ты хочешь дружбы, но я - педагог". Мы можем показать, что существуют социальные круги - какие прикосновения допустимы в той или иной обстановке", - поясняет она.
"С членами семьи мы обнимаемся, но чем дальше человек находится от этого социального круга, тем более выраженной становится дистанция. И в этом нет ничего необычного. Мы учим этому даже людей с нарушениями психического развития", - говорит Берзиня.

Чекушин считает, что "несчастный случай может произойти в любой организации" - даже там, где "написаны самые хорошие инструкции".

По его мнению, главное - это реакция. "Я считаю, что мы отреагировали добросовестно и адекватно", - говорит Чекушин.
Юридически "статьи" не было

События прошедшего года - не первый случай, когда клубу сталкивался с проблемой домогательств. Три года назад несколько молодых женщин в России публично рассказали о том, что они подвергались домогательствам со стороны российского тренера "Что? Где? Когда?", звезды интеллектуальной игры Михаила Скипского. Долгое время это была тема номер один в независимых российских СМИ. Нам удалось ознакомиться с внутренней перепиской, в которой организаторы Латвийской школьной лиги обсуждали, как реагировать на эту историю. В ней Бочаров написал, что ему известен случай, когда Скипский якобы приставал к 16-летней школьнице из команды K.I.D.
Вот фрагмент из его сообщения:

"Я знаю один факт (девушка, которая играла за КИД, отшила пьяного Мишу в Ревеле). Про системность ситуации не знал. Ситуация огорчает. Я в принципе не люблю обсуждать всякую личную жизнь, так как нормы всё более размыты. Я знаю и примеры крепких хороших браков между учителями и учениками. (...) Фестиваль был взрослый, юридически статьи УК там не было (девушке не было 18, но было 16 - возраст согласия достигнут), проверки паспорта перед "склеиванием" не было. Отшили и отшили - так бывает".
Скриншоты внутренней переписки, где организаторы Латвийской школьной лиги обсуждают, как реагировать на историю со Скипским
Пытался ли клуб выяснить подробности этого случая? "Мы решили, что больше не будем отправлять своих детей на мероприятия, которые он организует. Опять же, я, может быть, не вдавался в подробности того, что рассказывали в данном случае (...) Всегда можно спросить: "Вы заметили? Вы проговорили?" Да, очевидно, что не каждый случай можно проследить до конца", - ответил Чекушин.

На вопрос о том, не насторожило ли кого-нибудь то, что организатор школьной лиги Бочаров не выступил с прямым осуждением домогательства к 16-летней девушке, Чекушин вновь заявил, что не помнит такой переписки. Он подтвердил, что после выявления этих случаев предпринял все, что было в его компетенции, чтобы сделать обстановку безопасной. "Я не могу стать папой для каждой девочки, которая посещает наши мероприятия", - сказал Чекушин.

В интервью Чекушин пообещал проинформировать школьников о новых правилах и рассказать им, куда можно обратиться за помощью, если она понадобится. На стартовой игре нового сезона школьной лиги в начале октября этого года участникам раздали небольшие листы с электронными адресами членов Комитета по этике и сайтами центров Marta и Skalbes. Однако на всех участников их не хватило, поэтому раздавали по одному листочку на команду. В своем выступлении Чекушин предложил всем желающим после игры зайти на сайт znatoki.lv и ознакомиться с обновленными правилами этики. Пока Чекушин выступал с речью, дети болтали между собой, ели печенье и слушали не слишком внимательно, заметили авторы расследования.

Почему взрослые, знавшие о домогательствах, не предприняли немедленных действий? Педагог Берзиня отмечает, что трудно что-то сделать, потому что никогда не знаешь, что произойдет дальше. Кроме того, для этого требуется мужество, лидерство и мотивация. "В этот момент важна мотивация, если мы обязуемся что-то делать или не делать. А не делать - это на самом деле делать. А если мы решаем что-то проигнорировать, то это, как правило, сознательное решение. Также чрезвычайно важны знания", - подчеркивает она.

В следующей, заключительной статье расследования "Обнимашки с лидером", вы сможете прочитать о том, что знали о K.I.D. соответствующие надзорные органы, что предприняла полиция и какую новую организацию создают бывшие лидеры K.I.D.
ПРОЕКТ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С:
Расследование "Обнимашки с лидером" было подготовлено Delfi и Латвийским радио. Кроме текстовой версии расследование доступно в подкасте Dokumentārijs.
РЕДАКТОРЫ ПРОЕКТА
Филипс Ластовскис
Анита Брауна (Латвийское радио)
АВТОРЫ
Ольга Драгилева, Сармите Гайдуле, Айя Рутка, Даце Крейере (Латвийское радио), Агнесе Линка (Латвийское радио). Перевод: Алина Семенихина
ДИЗАЙН
Инга Чуевска
Аленс Опольскис
IT-РАЗРАБОТКА
Николай Трубачистов