Внимание журналистского сообщества было приковано к трем географическим точкам – Южной Корее, где президент пытается ввести военное положение, Украине, где мировые лидеры пытаются найти приемлемое решение прекращения войны, и Сирии, где оппозиционные повстанцы атакуют второй по величине город Алеппо.
Новое обострение в ближневосточном регионе не только ставит под сомнения планы Евросоюза возвращать на родину сирийских беженцев, но и угрожает очередным миграционным кризисом, аналогичным тому, что потряс Европу в 2011-м году.
Каждый день мы выбираем самое важное и собираем в вечернем дайджесте. Это подборка для тех, у кого мало времени и кто хочет быть в курсе главных новостей на данный момент.
Что случилось?
В конце прошлой недели сирийские вооруженные группировки (оппозиционные повстанцы) неожиданно ворвались в Алеппо – "экономическую столицу" Сирии и второй по численности населения город страны. Это первый случай нападения оппозиционных сил на Алеппо с 2016-го, когда их вытеснили в результате изнурительной военной кампании с участием войск РФ и Ирана.
Обострение ситуации в регионе очень тревожит мировых лидеров. Оно делает еще более непредсказуемым сценарии конфликта между Израилем и ХАМАСом в Ливане и создает риск появления новой масштабной волны беженцев в сторону Европы.
Почему это важно?
С точки зрения геополитики:
ЕС разорвал отношения с Сирией в 2011 году, обвиняя правительство Башара Асада в насилии против своего населения. Но режим выжил. Во многом благодаря военной поддержке российских военных и наемников, война внутри страны остановилась. Однако президент Сирии столкнулся с международной изоляцией.
Тем не менее, в последнее время наметилась нормализация отношений Дамаска со многим государствами ближневосточного региона, прежде всего, Сирия вернулась в Лигу арабских государств. В страну начали возвращаться беженцы.
Нынешнее обострение смотрится особенно примечательно на фоне военных действий, которые ведут главные сторонники президента Асада - Россия (воюет в Украине) и Иран (помогает своим "прокси" в Секторе Газа и Ливане). Свои интересы в регионе имеет и Турция, которая заинтересована в ослаблении курдских вооруженных группировок, и США, которые не сняли с повестки дня ослабление или разгром режима Асада. В соседнем Ливане именно сейчас с трудом соблюдается хрупкое перемирие, которое поставило на паузу вторжение Израиля в страну для борьбы с террористической группировкой ХАМАС, имеющей активную поддержку Ирана.
С точки зрения миграции:
Согласно данным Агентства ООН по делам беженцев ООН за последние 10 лет международную защиту в ЕС получили 1,3 миллиона сирийских беженцев. 59% из них осели в Германии. На фоне нормализации ситуации в Сирии и усиления крайне-правых политиков в Европе, некоторые страны Запада даже начали процесс возвращения сирийских беженцев домой. Италия вместе с Австрией и Венгрией даже пытались убедить Евросоюз нормализовать связи с Сирией, чтобы при поддержке Башара Асада проводить массовую депортацию сирийских мигрантов.
Теперь эти планы становятся невозможны. Международные организации, впрочем, еще до нынешней осады Алеппо утверждали, что возвращать людей в Сирию небезопасно. Об это ООН пишет в своем ежегодном обзоре. Среди повстанцев, которые сейчас воюют с силами Асада, сильны позиции радикальных исламистов, что может еще сильнее мотивировать людей бежать из Сирии в другие страны.
Что дальше?
Конфликт Сирии особенно сильно влияет на соседний Ливан, который уже сейчас принимает миллион сирийских беженцев и находится фактически в состоянии войны с Израилем. Если бои за Алеппо затянутся, то миграционный поток неизбежно хлынет в Европу. Об этом сегодня предупредил министр иностранных дел Италии Антонио Таяни. Наземные операции Израиля после вторжения в Ливан в начале октября добавили импульса к переезду сирийских мигрантов и беженцев.
Агентство ООН по вопросам миграции в докладе, который был выпущен еще до боев за Алеппо, прогнозирует, что гуманитарный кризис в Сирии будет нарастать, а число желающих вернуться в страну, наоборот, уменьшаться. В гуманитарной помощи сейчас остро нуждаются 16,7 млн сирийцев. По подсчетам ООН, в 2025 году по всему миру будет насчитываться свыше 6 миллионов сирийских беженцев.
Если правительству Башара Асада не удастся быстро купировать военный кризис, то волны нестабильности пойдут по всему ближневосточному региону. Пока рано говорить о том, что сирийский режим может пасть, но его ослабление налицо. Также очевидна необходимость для союзников Асада - России и Ирана - отвлекать свои ресурсы для оказания срочной помощи Дамаску, что не может не радовать их противников.
А что еще произошло?
Животноводы протестуют против новых сборов от государства и привезли к минземледелия навоз. Теперь фермерам грозит штраф за нарушение общественного порядка.
Президент Эдгар Ринкевич подписал закон, по которому траты работодателей на медицину и технику для сотрудников теперь не будут облагаться подоходным налогом.
Билет на одну поездку на поезде теперь можно купить на сайте Vivi без авторизации. Надо просто указать почту для отправки билета и заплатить.
Латвия договорилась с Microsoft создать центр искусственного интеллекта.
А что почитать?
Завтра Сейм будет обсуждать госбюджет. А за пределами зала заседаний обсуждают возможные перестановки в правительстве после принятия бюджета. Данута Дембовская рассказывает, что может измениться в кабмине в 2025 году и устоит ли коалиция.
В соцсетях обсуждают удивительное - оказывается, фотосет у главной рижской рождественской елки теперь платный и стоит 50 евро. Разобрались, так ли это (спойлер: не совсем).
На Manabalss больше 10 тысяч высказались за превращение Дня Лачплесиса в официальный праздник - а, значит, выходной. Почему эта инициатива не очень полезна для экономики, объясняем на Delfi Bizness.